Реализуя Национальный проект «Образование», методическую тему лицея «Модернизация лицейского образования в условиях внедрения цифровых образовательных технологий», проект программы развития «Лицей XXI века: инновационность, индивидуализация, социализация, успешность», методобъединение учителей математики проводит большую методическую работу, реализует проекты «Педагогический рост учителя», «Лицей успешной личности» посещая семинары в городе Курске, в образовательном центре «Сириус», в Москве.
Так в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» состоялся общероссийский форум молодых педагогов «Образование: Будущее рождается сегодня», в котором приняли участие улителя лицея.
В рамках форума прошла научно-практическая конференция в форме форсайт-сессии, на которой молодые профессионалы познакомили коллег со своими инновационными педагогическими разработками, и работой образовательных учреждений.
В соответствии с Приказом Министерства просвещения от 24.07.2019 года № 390 проходит Всероссийский Конкурс «Научный потенциал России», в котором учителя математики и лицеисты принимают активное участие, в том числе учатся в образовательном центре «Сириус» в 2019-2021 г.
В системе современного образования роль учителя значительно возрастает и требует от педагогов знания отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями целеполагания, проектирования, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий, системно – деятельностного, метапредметного и компетентностного подходов. Главным условием для успешной реализации задач по повышению профессионального мастерства учителей – предметников является работа в методическом объединении.
Деятельность МО учителей математики, информатики, физики, учителей химии, биологии строится в соответствии с планом методической работы лицея и направлена на решение проблемы: использование современных информационных технологий для обучения и развития личности школьника в условиях реализации ФГОС нового поколения.
С этой целью МО решают актуальные задачи:
-
1. Активизировать работу по внедрению инновационных технологий, в том числе цифровых в образовательный процесс для повышения качества математического, физического и информационно-технологического образования учащихся.
-
2. Способствовать развитию познавательного интереса к математике, физике и информатике посредством вовлечения школьников 5-11 классов в организацию проектной, исследовательской деятельности на уроках, во внеурочную работу по предметам.
-
3. Привлекать учащихся к участию в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах, реализуя программы:«Одаренные дети», «Духовно – нравственное воспитание», МАН «Интеллект», «Проектно – исследовательская деятельность», «Здоровье», «Информатизация лицея», «Программа формирования и развития УУД», «Программа реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки» «Школа олимпиадного резерва», «Профессиональный рост», «Цифровая школа», «Образовательный технопарк «Изобретатель. Исследователь.»».
4. Повысить ИКТ-компетенцию учителей через проект «Инновационная образовательная среда лицея как условие обеспечения доступного качественного образования на основе цифровых технологий через модуль «Цифровая школа»».
Главным условием успешной реализации поставленных задач является система методической работы, а это, возможно, прежде всего, при четком, обоснованном планировании работы. План составляется с учетом конкретных условий: образования и опыта работы учителей, итогов успеваемости обучающихся по предмету, склонностей и интересов учителей, задач преподавания данных предметов на основании мониторинга.
На нашей кафедре работают учителя высшей категории:
Берсенева Наталья Николаевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Отличник народного образования, Лауреат педагогической премии «Призвание;
Шевердина Татьяна Викторовна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Почетный работник общего образования РФ, лауреат педагогической премии «Призвание», победитель конкурса «Лучшие учителя России» 2007 года, учитель физики;
Замота Татьяна Георгиевна - руководитель МО, имеет педагогическое звание «Учитель-методист», руководитель НОУ «Архимеды», учитель математики;
Гончарова Маргарита Анатольевна - Почетный работник общего образования РФ, полуфиналист XI Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель», победитель конкурса «Лучшие учителя России» 2010 года, руководитель НОУ «Пифагор», учитель математики;
Михалева Ольга Александровна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, муниципальный координатор по работе с детьми с повышенной учебной мотивацией по математике, учитель высшей категории, учитель математики.
Рябыкина Елена Васильевна - Почетный работник общего образования РФ, лауреат педагогической премии «Призвание», победитель конкурса «Лучшие учителя России» 2009 года, руководитель лаборатории маркетинговых образовательных услуг, учитель информатики, учитель высшей категории;
Уткин Максим Леонидович - Заместитель директора по УВР, учитель физики и информатики, учитель высшей категории.
Вармунд Игорь Андреевич - учитель информатики (молодой специалист).
Ревенко Ирина Борисовна - учитель математики (молодой специалист).
Состав МО естественного цикла: Брагина Юлия Александровна - учитель биологии высшей категории, руководитель МО, победитель конкурса «Лучшие учителя России», Пушечникова Ольга Владимировна - учитель географии высшей категории, Кожевникова Людмила Митрофановна - учитель химии высшей категории, Кожанова Эльза Алексеевна - учитель химии высшей категории, заслуженный учитель РФ.
Основными формами работы в 2020-2021 г. по повышению педагогического мастерства являются:
• взаимопосещение уроков;
• обобщение и распространение опыта педагогической деятельности, в том числе дистанционно;
• прохождение курсовой переподготовки в КИРО, КГУ, включая не только обязательное прохождение курсов по нормативному обеспечению, содержанию и методике преподаваемого предмета в межаттестационный период, но и совершенствование квалификации в сфере инновационных видов деятельности и смежных областях знаний (информационной, психологической, коммуникативной и т.д.);
• участие в районных, областных семинарах, конференциях, круглых столах, городских заседаниях МО;
• представление опыта работы через интернет –портал, сайты лицея, лабораторию маркетинговых образовательных услуг;
• публикации (методических материалов, сценариев открытых уроков и внеклассных мероприятий, и др.).
С целью повышения качества образования учителя МО используют различные формы, методы и средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, формируют общеучебные умения и навыки, организуют индивидуальную работу с учащимися, формируют и развивают УУД.
К основным формам работы МО относятся:
• «круглые столы», мастер – классы, конкурсы, деловые игры, фестивали открытых уроков, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчёты учителей, аукционы методических идей, педчтения, конференции, работа демонстрационных площадок;
• заседания МО по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
• открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
• лекции, доклады, презентации проектной деятельности, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
• изучение и реализация в образовательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта;
• взаимопосещение уроков с последующим анализом;
• контроль качества проведения учебных занятий;
• образовательный мониторинг.
На заседаниях МО рассматриваются и анализируются следующие документы: нормативно - нормативно-правовая база, вопросы методики преподавания предметов, повышения качества знаний учащихся, пути совершенствования структуры и содержания учебных программ, проблемы непрерывности и преемственности обучения, межпредметных связей, образовательный мониторинг, формирование и развитие УУД в 5-11 классах, выявляется и распространяется положительный педагогический опыт творчески работающих учителей в области развития одаренности учащихся.
Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения, внедрению ИКТ. Включение информационных технологий (ИТ) в учебную деятельность является не только одним из методов обучения, способным разнообразить учебный процесс, но и максимально соответствует актуальным интересам современных школьников, что способствует формированию внутренней мотивации освоения учебного материала.
Результатом успешной деятельности педагогов в этом направлении стали высокие показатели ЕГЭ и ГИА выпускников по математике, физике и информатике, биологии, химии по г. Курску и Курской области за многие годы.
Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся. Внеклассная работа способствует развитию мотивации учения.
С целью повышения образовательного уровня детей, обучения их самостоятельности и творчеству, выявления способных по предмету учащихся для участия в олимпиадах и конкурсах, в первом полугодии 100% учащихся приняли участие в олимпиадном движении, в том числе в дистанционном. Учителя лицея, работая дистанционно, применяли современные формы и методы, соблюдая здоровьесберегающие технологии. Пушечникова Ольга Владимировна, Кожанова Эльза Алексеевна были участниками регионального фестиваля стажировочных площадок. В первом полугодии работа МО в основном проводилась дистанционно: семинары, видеоконференции, метлдические оперативки на актуальные темы.
Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса и её реализация в рамках нашего лицея была бы переходом на новый качественный уровень образования.
Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать межпредметные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук. С этой целью учителя МО стали внедрять в практику своей работы проведение интегрированных, бинарных уроков.
В последние годы развивается система дистанционных олимпиад и конкурсов, учителя кафедры в системе проводят дистанционные уроки и видеоконференции. МО приняли активное участие в психолого-педагогических мониторингах по адаптации учищихся 5-х, 10-х классов, ВПР, где учащиеся показали достойные результаты.
Выработанная нами система работы дает хорошие результаты успеваемости, повышает качество знаний, готовит учащихся к поступлению в ВУЗы и, самое главное, активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление, так как ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный.
Мы не стоим на месте, но предстоит сделать еще многое по реализации инновационных проектов лицея. Мы видим несколько направлений своего будущего:
• Повышение эффективности применения новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
• Изучение возможностей создания и использования системы элективных курсов в рамках предпрофильной и профильной подготовки.
• Создание инновационной системы мониторинга и диагностики.результативности различных компонентов образовательного процесса., в том числе, при реализации проекта «Лицей успешной личности»
• Реализация индивидуальных программ обучения способных и одаренных учащихся, реализуя программу «Одаренные дети», школы олимпиадного движения, д/о МАН «Интеллект», «Цифровая среда», «Лицей XXI века: инновационность, индивидуализация, социализация, успешность».
Меняется мир непрерывно, неспешно,
Меняется всё – от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов!
Методический совет, руководители МО.