Лицей вошел в рейтинг 500 лучших школ России по итогам образовательной деятельности в 2016 году, в ТОП-200 российских школ, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся, является федеральной стажировочной площадкой

Эффективность работы методической службы лицея за 2017-2018г

В 2017 – 2018 году методическая работа проводилась согласно планированию. Важнейшим средством повышения качества организации учебно-воспитательного процесса ,развитие форм, методов совершенствования урока, повышения мастерства учителей, распространение опыта учителей являлась методическая работа. На базе методического совета , методических объединений в 2017-2018г проведены 5 актуальных заседаний, что отражено в протоколах. Форма проведения :круглые столы, семинары разного уровня, дискуссионные площадки ,фестивали, методических находок, были представлены мастер – классы учителями Завалишиной Л.Л , Уткиным М.Л , Сокол М.К ,Дьяченко Ю.А, Корнеевой А.П, Тулуповой Я.Л, Соболевой Н.С ,Кирилловой Т.В, Сахаровой С.П. Так опыт работы молодого специалиста Сахарова А.В представлен на конкурсах разного уровня . Шеховцовой Е.Н в КИРО, Михалевой О.А на конкурсе «Учитель года», Шкодкиной О.Н, Соболевой Н.С, Капнина В.О, Коковиной И.В.- на региональной интегрированной площадке, Сокол М.К на СП. На заседаниях м/c , м/о определен уровень продуктивности методической службы лицея за 2017 -2018 г, определена ее роль в процессе включения педколлектива в режиме развития (рост уровня педматерства учителей с конечной целью повышения качества и эффективности образовательного процесса). Методическая служба лицея уделяла особое внимание объективности оценки результатов образовательной подготовки учащихся, качеству учебно – воспитательной работе на основе внутришкольного контроля и образовательного мониторинга. Следует отметить, что в течение учебного года качество обучения стабильно, обученность 100%. Лицей лидирует в г Курске и Курской области по количеству призеров и победителей олимпиад разного уровня (аналитические справки, материалы представлены на сайте лицея). В работе м/c, м /о использовались в 2017 -2018 как классические формы, так и инновационные: тематические педсоветы с применением кластерной технологии: мастер – класса педагогического диалога, демонстрационной площадки .Активно работал круглогодичный фестиваль «Современный урок- урок развития личности»,на базе которого проведено 78 открытых уроков .Методической службой проведено 6 теоретических семинаров, 2 научно-практических ,5 педконсилиумов с участием психолога Ступаковой С.Н , 6 круглых столов на актуальные методические запросы учителей. Проведено 6 предметных недель, фестиваль технического творчества ( реализация программы развития , проекта «Образовательный технопарк»,экологический фестиваль (реализация программы развития, проекта «Здоровье»), декады и конкурсы по проектно – исследовательской деятельности (реализация программы развития «Лицейское образование – шаг в будущее», «Проектно-исследовательская деятельность» .В 2017 -2018 учебном году методической службой проведено 7 региональных стажировочных площадок, на базе которых дано 22 открытых урока ,9 внеклассных мероприятий. Методическим советом подготовлено 5 научно- практических конференций. На конкурс по проектно – исследовательской деятельности представлено на разных уровнях по разным предметам, направлениям 38 проектов, получено 30 дипломов , 8 сертификатов. Выпущены методические продукты на базе м/о: электронных пособий 2, сборников 5, статей 16, в том числе данная статья из опыты работы лицея размещены в сборниках на базе КИРО, методического центра и на всероссийском уровне через интернет- портал имеются методические рекомендации по подготовке к ОГЭ,ЕГЭ,ВПР, сессиям .Подготовлен методический пакет документов по реализации проекта «Технопарк», «Исследователь, изобретатель».Вся работа методической службы в течение года была представлена на сайте, выпущено медиа-холдингом 8 видеороликов. Учителя лицея активно принимают участие в конкурсах. Так Сокол М.К., Бутенко М.Г.приняли (дистанционно) участие в Международном конкурсе дидактических и методических разработок «Современный педагог» ( январь 2018г), получили дипломы победителей .

Зам.дир. по УВР Михалева О.А, учитель математики, приняла участие в конкурсе «Учитель года», стала суперфиналистом. Учитель истории Сахаров А.В. в 2017-2018 г стал кандидатом исторических наук, победителем всероссийского конкурса «Мой лучший урок» (Москва), победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» (Москва) . В марте 2018г в г. Обнинске, в рамках реализации национальной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», состоялся форум молодых педагогов на тему: «Образование: будущее рождается сегодня»Молодые педагоги Терещенко Е.С, Тулупова Я.А представляли опыт работы лицея на научно- практической конференции в форме форсайт-сессии. Терещенко Е.С. представила свой опыт по теме «Междисциплинарная интеграция математики как средство совершенствования естественно-метематического обучения» Тулупова Я.А. поделилась опытом работы по теме «Формирование социально- адаптивной компетентности старшеклассников на основе интеграции учебной и внеклассной деятельности по предметам социально- гуманитарного цикла. Педагоги, в рамках реализации национальной программы, за «круглым столом» поделились опытом работы МАН «Интеллект». В лицее за 9 лет учащиеся и учителя получили 62 диплома, 48 сертификатов, реализуя Национальный проект «Интеллектуально- творческий потенциал России в области проектно-исследовательской деятельности, конкурсов, дистанционных олимпиад».

Вывод: Новизна в управлении непрерывным развитием педагогов лицея ,актуальность методической службы лицея в 2017-2018г представлена:

- Организационно-методическим сервисом: разработка программ, проектов, участие в конкурсах, методическое обеспечение предпрофильной подготовки, профильного обучения, дополнительного образования(технопарка и др.),распространение опыта через стажировочные площадки, научно- практические конференции.

-Аналитическим сервисом: изучение педагогических потребностей и профессиональных затруднений педагогов в 2017-2018 году посредством диагностики, анкетирования, ВШК, анализа состояния методической работы, определения путей ее совершенствования;

-Мониторинговым сервисом :предоставления инструментария мониторинга, ВШК, эффективности методической службы в 2017-2018г;анализа проведения мониторинга методической работы(анализа работы м/о, СП, м/c);

-Маркетинговым сервисом: определение в 2017-2018г образовательного запроса родителей, учащихся, вузов; выявление информационно-методических запросов и потребностей педагогов(анкетирование);распространение опыта работы педагогов через сайт лицея на всероссийском уровне;

--Информационным сервисом: поиск, накопление(электронный вариант)информационно-методической информации, инновационных эффективных технологий, трансферт(передача опыта на семинарах, в том числе в других городах РФ, конференциях, стажировочных площадках),электронный документооборот, локальная сеть передачи на основе оперативности ,полноты, адресности методической работы, дифференциации;

-Экспертным сервисом(научно-методический аудит):

Оказание в 2017-2018 г научно- методической помощи в учебно-воспитательной деятельности(молодым специалистам), в организации инновационной деятельности(проектно-исследовательская, защита проектов(9кл 2018г), апробация проекта «Образовательный технопарк «Изобретатель,исследователь», «Одаренные дети», «Школа олимпиадного резерва», МАН«Интеллект», муниципальный координатор по работе с одаренными школьниками, международная НПК «Наука для Победы»; анализ(экспертиза)программы развития лицея на 2015-2020г и других (в лицее 22 программы).

-Интернет-сервисом: помощь в создании и использовании интернет-ресурсов (маркетинг лицея); медиатека методических находок м/о; активная работа с сайтом лицея, поддержка учителей в прохождении курсов, обмен опытом ,участие в сетевых сообществах, конкурсах, олимпиадах, вебинарах, конференциях дистанционно на всероссийском уровне;

-Библиотечно- методическим сервисом: оказание поддержки при заказе учебников, методической литературы с помощью электронных ресурсов, сбор и обработка информации о состоянии школьного фонда учебной литературы, выставки книг к «красным» датам, формирование электронных версий наиболее востребованных методических новинок в 2017-2018 году, оказание медиа услуг для учителей, учащихся, в том числе для презентаций. 

-Психолого-педагогическим сервисом: оказание психологической помощи учащимся, родителям, учителям, обследование учащихся 1-х, 5-х, 4-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-х классов. Выработка психологических рекомендаций пи подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО. Исследование психологического климата в педагогическом коллективе. Проведение психологических тренингов с учениками, педагогами. Консультации для педагогов, родителей, учащихся. Подготовка программ психолого-педагогического сопровождения. Создание проектов: «Система социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся»; «Здоровый педагог – здоровый школьник»; «Здоровый школьник – здоровая Россия».

-Редакционно-издательским сервисом: оказание методической помощи при составлении статей, методических материалов в сборниках, для конференции, на сайт лицея, в том числе всероссийского уровня. Оказание методической помощи при составлении программ, планирования; отбор, редактирование и подготовка к тиражированию материалов информационного содержания медиа-холдинга «Шестое измерение» (журнала, телестудии) для педагогов лицея, учащихся; подготовка к выпуску, отбор методических статей, проектов по итогам конкурсов, научно – практических конференций, фестивалей, предметных декад, семинаров, демонстрационных площадок, единых методических дней, стажировочных площадок, исследовательской и инновационной деятельности педагогов лицея, размещение материалов об актуальном опыте педагогов на сайте, в сборниках.

В рамках редакционно – издательского сервиса разработан инновационный проект «Соратник: родитель, учитель, ученик», представленный в «дорожной» карте в программе развития на 2015 – 2020г, который реализуется на базе методической службы лицея.

Следует отметить, что в 2017 – 2018 г успешно стартовала модель управленческой корпоративной системы, обеспечивающая реализацию основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, дополнительного образования, которая является организационно – функциональной и направлена на повышение качества образования и воспитания, создания эффективной образовательно- профессиональной среды, высокой интенсивностью различных форм, методов социального партнерства, уровнем профессионального роста учителей.

Однако выявлены недостатки в работе м/c:

- недостаточно включены педагоги в научно – исследовательскую деятельность, в конкурсы ,в экспериментальную, проектную работу (мало учительских проектов : образовательных, воспитательных, социально – образовательных на основе волонтёрства, например, «Подари книги детскому дома, саду», «Книжная полка в детской больнице» , «Память» и др.

-отдельные руководители методических объединений проводят несвоевременно заседания, предметные дни, методические недели, не осуществляют взаимопосещение уроков, внеурочных мероприятий, отчет о работе со слабоуспевающими, по реализации тем по самообразованию.

Вывод: план работы всех подразделений методической службы выполнен, намечены перспективы работы на 2018-2019 г. Подробный анализ представлен за 2017- 2018г в аналитических справках работы м/о, НОУ, маркетинговой лаборатории, д/о МАН «Интеллект», школы олимпиадного резерва. Коллектив лицея реализовал методическую тему: «Создание и развитие личностного потенциала субъектов образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», проблему: «Дифференциации обучения на личностно – ориентированной основе»,цель: « Формирование ключевых компетенций как условие развития личности педагогов и учащихся в условиях реализации ФГОС.

Заместитель директора по НМР, Кобякова Н. Н.