В соответствии с годовым планом работы лицея на 2020-2021 год в первом полугодии проведен психолого-педагогический мониторинг по адаптации обучающихся 10 классов:
- 10 «А» класс технологический профиль обучения;
- 10 «Б» класс естественно-научный профиль обучения;
- 10 «В» класс социально-экономический профиль обучения.
Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей профильной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в 10-х классах становятся периодом адаптации к новым условиям обучения. Термин адаптации, обозначающий приспособление, используется при описании довольно разных процессов: адаптация физиологическая, адаптация зрительная и слуховая, адаптация социальная и профильная. В данном случае речь идёт о физиологической и социальной адаптации, обеспечивающей полноценное интеллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной мотивации в лицее, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранении здоровья и оптимального самочувствия. Родители должны быть готовы к тому, чтобы вместе с ребёнком проанализировать те замечания, которые делают педагоги в учебном процессе, чтобы как можно раньше заметить и помочь справиться с трудностями в учёбе. Для этого, прежде всего, надо выяснить, с какими именно затруднениями десятиклассник столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Учащийся должен понять, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Низкая успеваемость может привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребёнка: подавленность, замкнутость или наоборот злобность, агрессивность. Особую роль здесь может сыграть обучение навыкам распределения времени и планирования собственной деятельности, поэтому администрация лицея, педагоги активно в этом помогают лицеистам.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряжённого девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Учащийся чувствует себя уставшим от серьёзных тестов, ВПР, дистанционного обучения и важных решений о своём будущем. Безусловно, старшекласснику необходима передышка. Но есть и большая опасность: школьник может основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Важно помочь ребёнку научиться грамотно, распределять своё время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, по возможности дневной сон. В этот период требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал в профильных классах усложняется. С точки зрения возрастной психологии, старшеклассники вступают на особую ступень возрастного развития – период ранней юности. Юношеский возраст – это переходный период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.
Главное психологическое приобретение данного возраста – это открытие своего внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе. Важнейшая особенность юношеского самосознания – формирование временной перспективы, обращённость в будущее, к выбору профессии.
В 2020 году в первом полугодии проведены ВПР по различным предметам, с которыми учащиеся 10А, 10Б, 10В справились в полном объеме, в том числе проводились диагностические работы в первой четверти, контрольные работы по итогам первого полугодия, анализ данных работ проведен на методических объединениях.
Результаты обучения за I полугодие
10А - 82% качество обучения, 100% обученность
10Б - 54% качество обучения, 100% обученность
10В - 65% качество обучения, 100% обученность
Во всех профильных классах преобладают учащиеся высокомотивированные, целеустремлённые, увлечённые не только изучением профильных предметов, но и дополнительным образованием. 98% учащихся охвачены внеурочной деятельностью и дополнительным образованием. Большинство учащихся занимаются спортом, музыкой, хореографией, пением, изобразительным искусством, посещают элективные курсы, обучаются на подготовительных курсах в КГУ, ЮЗГУ, КГМУ.
Учащиеся 10А класса стали Гарасимюк А. - победителем муниципального этапа олимпиады по литературе, Шуклин Д. – призёром муниципального этапа по английскому языку, Теплов Г. – призёром по математике и информатике.
Учащиеся 10Б класса зарегистрированы в проекте «Билет в будущее», 6 учениц (Быкова С., Дроздова Е., Сафонова Ю, Семенихина А, Флеер А., Якимова В.) участвуют в движении «Волонтёры-медики», в составе команды лицея заняли 2 место в медицинской олимпиаде.
Сафонова Ю. - призёр городского этапа по химии, призёр городского этапа по физкультуре, прошла на региональный этап по экологии, участница всех городских спортивных соревнований и мероприятий, таких как городская эстафета, «Кросс наций», на которых защищает честь лицея.
Филатов Арсений – дипломант 3 степени VI открытого городского профориентационного конкурса “Профессия. Новый формат”, дипломант 1-й степени конкурса инструментальной музыки “ЖИВОЙ ЗВУК” среди обучающихся отдела музыкального воспитания Дворца пионеров и школьников (в номинации “ВИА”), диплом за III место в первенстве Курской области по лёгкой атлетике в эстафетном беге 4*400 м. Арсений – участник малой академии в КГУ при кафедре химии, участник Ломоносовской олимпиады, участник естественно-научной образовательной программы по химии и биологии в “ОЦ Сириус”, участник “Интеллектуально-ролевого клуба “Инкогнито” в ОЦ «Сириус».
Королева Полина – лауреат 1 степени Международного конкурса-фестиваля в области исполнительского искусства и культуры (07 – 13.12.2020).
Степаненко М. участвовала в пяти олимпиадах школьного этапа, в муниципальном этапе олимпиады по биологии, прошла на региональный этап. В Ломоносовской олимпиаде по генетике Маргарита прошла на отборочный этап. В дистанционных олимпиадах по английскому языку получила диплом I степени; по химии – диплом I степени; по физике – сертификат участника.
Якимова Вероника несколько лет занимается спортивно-бальными танцами, является победителем и призёром многих конкурсов.
Учащиеся 10В класса принимали активное участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Пахомова К. – победитель муниципального этапа по русскому языку и обществознанию, призёр по праву и литературе. Крюкова К. – 1 место в региональном этапе в номинации «Вдохновлённое искусство» Всероссийского конкурса «Добровольцы России – 2020».
Митюшкина М. – участник финала VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) – 2020, получила медаль «За мастерство» в компетенции «Предпринимательство».
Классные руководители профильных классов: Завалишина Лариса Леонидовна (10А), Шкодкина Ольга Николаевна (10Б), Уткин Максим Леонидович (10В) - проводили большую работу, помогая адаптироваться учащимся десятых классов. Так, празднование Дня лицеиста 19 октября организован учащимися 10Б класса (классный руководитель Шкодкина О.Н.).
Все учащиеся 10-х классов приняли участие в соревнованиях по футболу, волейболу, баскетболу, в легкоатлетическом кроссе.
Интересными и познавательными были классные часы по профориентации («Все профессии важны», «Мы – булатовцы» 10А, «Психология выбора профессии», «Мой любимый Курск» 10Б, «Мир финансовой грамотности», «Мы этой памяти верны» 10В)
Педагог-психолог Ступакова С. Н., применяя современные методики, провела психолого-педагогический мониторинг. Профессиональное самоопределение – важнейшая задача данного возраста. В связи с тем, что учащиеся 10-х классов находятся в новых условиях (новые коллективы, новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий и дистанционные формы работы), поэтому было необходимо исследование их адаптации. Социальная адаптация как приспособление школьников к условиям социальной среды предполагает:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя как десятиклассника;
2) адекватную систему отношений, общения с учителями, новыми классными руководителями;
3) способность к труду, обучению в профильных классах, к организации досуга и отдыха с соблюдением социальной дистанции;
4)способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в классном коллективе;
Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивании жизненных перспектив. Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается, что администрация лицея, психолог, классные руководители наблюдали в течение полугодия, исследовали и проанализировали дистанционно на МО и педконсилиуме.
Профильное обучение - это вид дифференцированного обучения учащихся в старших классах, оно предполагает углубленное, или профильное изучение учащимися одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности.
Исследования подтверждают, что профильное обучение в лицее делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых, благодаря углубленному изучению учебных предметов, составляющих ядро интересующей или выбранной профессиональной сферы деятельности; во-вторых, благодаря возможностям учебного плана лицея для реализации учащимся активной пробы сил. Осуществляемая профильная дифференциация в лицее позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, создает условия для допрофессиональной подготовки и социально-психологической адаптации. Профильное обучение способствует тому, чтобы учащийся 10 класса осознал себя действительно субъектом профессионального выбора.
В связи с задачей исследования педагогом-психологом была проведена диагностика среди профильных десятых классов. Социальные и социально-психологические факторы, связанные с адаптацией к профильному обучению, изучались с помощью специально разработанной анкеты. На основе ответов оценивались такие характеристики, как:
1) удовлетворенность деятельностью (100%);
3) легко ли учиться (да- 58%, нет-42%);
4) связь будущей профессии с профилем обучения (94%);
5) самочувствие после уроков (хорошее, даже после дистанционных) 50%;
6) трудности при обучении (53%);
7) отношение к выбору профиля (положительное) 95%;
8) труднее ли учиться по сравнению с 9 классом (да-82%, нет-18%)
9) ожидания от деятельности (реализация планов поступления в высшие учебные заведения)80% (проектирование);
Психологическая обстановка в десятых профильных классах спокойная и доброжелательная. Конфликтных ситуаций с учителями не возникало. В целом атмосфера в классных коллективах положительная, направленная на получение новых знаний и удачную сдачу выпускных экзаменов в профильных классах.
Социально-психологические факторы, связанные с адаптацией к профильному обучению, изучались педагогом-психологом лицея с помощью методик «Социализированность личности учащегося» М.И. Рожкова, «Социометрия», специально разработанных анкет «Личные профессиональные планы», «Я и мой класс».
На основе ответов учащихся оценивались такие характеристики, как:
- Социальная адаптированность;
- Профессиональные намерения;
- Самочувствие после уроков;
- Активность;
- Успех социальных контактов.
Анализ данных диагностики по методике «Социализированность личности» показал, что учащиеся 10-х классов имеют разную степень адаптированности. Высокая степень (60%), средняя (35%), низкая (5%). При этом большинство десятиклассников 80% успешно адаптировались к обучению в профильных классах.
В рамках психолого-педагогического исследования администрация и педагог-психолог не ставили задачи сравнивать особенности протекания адаптации исходя из профиля обучения. Однако анализ данных позволяет нам сделать следующие выводы. Из трех классов более успешно адаптировались учащиеся 10А (82%).
Анализируя результаты анкетирования «Личные профессиональные планы», мы выяснили, что 94% учащихся 10-х классов осознанно выбрали профиль обучения.
93% считают, что сделали правильный выбор, и обучение в профильном классе поможет им при поступлении в вуз, пригодится в профессиональном будущем.
У многих учащихся 95% (81 человек) интересы, так или иначе, связаны с выбором будущей профессии.
По мнению большинства учащихся (92%), уровень учебной нагрузки соответствует их физическим возможностям.
С помощью методики «Социометрия» и анонимного анкетирования «Я и мой класс» определили успешность социальных контактов учащихся 10-х классов. Было выявлено, что на момент тестирования классные коллективы сформированы, налажено межличностное взаимодействие в группах.
Проведя анализ анкетирования, узнали, что большинству десятиклассников 95% нравится класс, в котором они учатся, 90% отмечают, что у них хорошие взаимоотношения с одноклассниками, 95% считают, что в классе им комфортно. На параллели нет ни одного ученика, который бы не принимал участие в мероприятиях в лицее, даже в дистанционном формате (77%): в олимпиадном движении, в конкурсах, в проектно-исследовательской деятельности, в соревнованиях, в классных часах, в НОУ.
Наряду с анкетированием проанализирован уровень активности учащихся по результатам методики «Социализированность личности», анализ данных подтвердил, что действительно у большинства учащихся 72 % отмечается высокий уровень активности личности.
Результаты психолого-педагогической диагностики свидетельствуют о том, что у 80% обучающихся от общего числа десятиклассников имеются сформированные профессиональные намерения и высокую или среднюю степень адаптации к обучению в лицее.
В результате проведенного психолого-педагогического мониторинга можно сделать вывод, что профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями учащихся. Адаптация учащихся десятых классов прошла на должном уровне.
Кроме того, администрация лицея, учителя-предметники, классные руководители, педагог-психолог определили, что важную роль при социально-психологической адаптации играют внешние и внутренние критерии. В лицее имеются все условия для проведения химических опытов, практических занятий по физике, информатике, все кабинеты оснащены цифровой техникой.
Все учителя профильных классов имеют высшее образование и высшую квалификационную категорию.
С учащимися 10-х классов работает педагог-психолог Ступакова Светлана Николаевна по специальной программе «Психолого-педагогическое сопровождение профильных классов», которая рассчитана на весь учебный год.
При индивидуальном собеседовании в первой четверти (сентябрь-октябрь) познакомила учащихся с результатами диагностики, которые разместила на сайте лицея.
В январе дистанционно проведен педагогический консилиум на тему «Адаптация учащихся 10-х профильных классов». Классные руководители предоставили полную характеристику профильных классов, врач лицея уделил особое внимание состоянию здоровья учащихся, дал рекомендации. Администрация лицея дала полный анализ учебно-воспитательной деятельности в профильных классах. Психолог познакомила педагогов лицея с результатами психолого-педагогического мониторинга по адаптации учащихся десятых классов (аналитические материалы по учебной деятельности, психолого-педагогическим исследованиям прилагаются в полном объеме).
В ходе педконсилиума намечена дальнейшая работа психолога, администрации лицея, классных руководителей по оказанию индивидуальной помощи учащимся 10-х классов.
Зам. директора по УВР Берсенева Н.Н.
Зам. директора по УВР Кобякова Н.Н.
Педагог-психолог Ступакова С.Н.