Лицей вошел в рейтинг 500 лучших школ России по итогам образовательной деятельности в 2016 году, в ТОП-200 российских школ, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся, является федеральной стажировочной площадкой

Основное общее образование

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АПРОБАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
МБОУ «ЛИЦЕЙ №6 ИМ. М.А. БУЛАТОВА»
ПО ТЕМЕ «РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА – ОСНОВА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

В лицее № 6 создана апробационная площадка, созданы рабочие группы, координационный совет по апробации ФГОС ООО, творческая лаборатория, лаборатория образовательных маркетинговых услуг, которые помогают в реализации ФГОС ООО.

В целях планового перехода на ФГОС ООО МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» с 1 сентября 2013 года является апробационной площадкой по теме «Реализация системно-деятельностного подхода – основа развития универсальных учебных действий, обучающихся».

Администрация лицея подготовила «дорожную» карту по реализации ФГОС, проект «Организация образовательного процесса в условиях последовательного перехода на ФГОС ООО». Методический совет разработал новую структуру методической деятельности учителей. Создана инновационная творческая лаборатория учителей, которая разработала рекомендации по планированию, организации, содержанию и анализу методической работы, позволяющие повысить уровень профессиональной компетенции, овладеть современными образовательными технологиями в соответствии с ФГОС, разработаны сценарные планы уроков. Главное в проекте – внедрение в практику преподавания новых моделей образовательной системы, в том числе системы оценивания планируемых предметных и метапредметных результатов.

Методический совет и творческая лаборатория (далее МС и ТЛ) определили цель проекта:

1. Сопровождение апробации формирования и оценки сформированности УУД:

• формулирование проблемы,
• формулирование познавательной цели,
• поиск и выделение информации,
• самостоятельное создание способов оценки
• решения проблем творческого и поискового характера

2. Разработка методики освоения технологии системно-деятельностного подхода к обучению в части создания проблемной ситуации на уроке и ситуации решения проблемы

Предмет апробации: проектирование урока в соответствии с ФГОС ООО. Разработка механизмов измерения и отслеживание уровня сформированности УУД учащихся.
Масштаб апробации: апробация осуществляется в 5,6,7,8 классах МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» (2016-2017).

Ожидаемые результаты деятельности:

• четкое понимание педагогами АП условий формирования данных УУД, апробация этих условий;
• система оценки сформированности данных УУД, апробация этой системы.

Система оценивания ожидаемых результатов

 

Ожидаемые результаты

у   учащихся

Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов

Регулятивные УУД

-целеполагание;

-планирование;

-прогнозирование;

-соотнесение с эталоном;

-коррекция и оценка деятельности.

- 60 % учащихся, формулирующих цели урока совместно с учителем,

-25 % учащихся самостоятельно формулирующих цель и   способы её достижения;

-25% учащихся, умеющих планировать этапы своей работы,

осуществлять контроль и оценку правильности выполнения;

-25%учащихся способных дать оценку собственной деятельности.

Познавательные УУД

-поиск информации;

-моделирование;

-структурирование;

-рефлексия способов деятельности

-50%учащихся, умеющих самостоятельно осуществлять работу по поиску информации;

-50% учащихся, умеющих переводить информацию в другие знаковые формы (таблицы, схемы);

-25% учащихся, умеющих выдвигать гипотезы;

-50% учащихся, осуществляющих рефлексию деятельности.

Коммуникативные УУД

-умение слушать и вступать в диалог, принимать позиции других;

-планирование учебного сотрудничества;

-продуктивное

взаимодействие и сотрудничество

- 40% учащихся,  умеющих вступать  в диалог; 

-50%  учащихся, умеющих  составлять план; 

-75% учащихся, умеющих осуществлять взаимодействие,  выполнять  различные роли в группе;

Ожидаемые результаты

у  педагогов

- Применение системы оценивания сформированности данных УУД и апробация этой системы в 2016-2017 гг.

- Реализация программы формирования и развития УУД.

- Нормативно-правовые: приказы по лицею, положения, должностные инструкции, локальные акты.

Методические: - модель реализации ФГОС ООО, целевой и организационный разделы ООП ООО (пояснительная записка, планируемые результаты, рабочие программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности): модель развития диалогической речи у обучающихся основной школы, диагностические материалы (памятки, диагностики, анкеты, опросники, оценочные листы наблюдений, портфолио обучающихся);            реализация методических разработок по теме «Формирование и оценка сформированности УУД. Формулирование проблемы, формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера». Формирование банка методических и дидактических материалов.                                  

 

Формы работы: семинары, круглые столы, аукционы методических идей, разработка материалов, консультирование, мастер-классы.

Механизмы взаимодействия с родителями и социальным окружением:

при выстраивании программы апробационной деятельности предусматривается информирование родительской общественности о подготовке к реализации ФГОС ООО.

Направления Результаты
1 Масштаб апробации Обучающиеся 5,6,7,8 классов
2 Нормативно-правовое сопровождение В лицее имеется вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального, муниципального и институционального уровней, регламентирующая деятельность по апробации в условиях реализации ФГОС ООО. Внесены изменения в Устав, коллективный договор, учебный план школы. Проведён анализ ресурсов учебно - методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе и организации внеурочной деятельности учащихся.
3 Работа с педагогами Регулярное обучение педагогов лицея в КИРО, КГУ, на базе лицея. Участие педагогов в конференциях, семинарах, вебинарах, мастер-классах на базе МС, ТЛ, СП.                                                                                         
4 Создание  методического сопровождения введения ФГОС ООО

-Разработаны рабочие программы   с учетом ФГОС по всем предметам, преподающимся  в 5,6,7,8 классах.

–Разработаны проекты уроков с проблемными ситуациями.

- Сняты 6 видеоуроков, показывающих этапы освоения технологии системно-деятельностного подхода в обучении 5-8-х классов.

- Создан банк  проектов уроков  с учетом ФГОС ООО.

-Опубликован опыт педагогов,внедряющих ФГОС ООО, на муниципальном  уровне, материалы представлены на сайте лицея.

5 Диагностика  работы  с учащимися

1.Развитие регулятивных УУД:

-целеполагание -   10%;                                                                  -коррекция и оценка деятельности-  40%

2. Активность учащихся, включенных в апробацию ФГОС ООО:

- участие во внеурочной деятельности -  100%;

-участие в проектной деятельности – 20%;

-участие в конкурсах, олимпиадах- 60%.

6 Работа с родителями

Информирование родительской общественности о подготовке к введению и реализации ФГОС ООО:

-проведение родительских собраний в 5,6,7,8 классах «Особенности обучения по ФГОС ООО»;

-размещение информации о  порядке и ходе проведения апробации ФГОС  на сайте лицея (8 классы 2016-2017, 9 классы 2017-2018);

-изготовление буклетов «ФГОС ООО», создание информационного стенда;

-включение  вопросов по  апробации  в Публичный доклад лицея.

7 Материально-техническое обеспечение реализации ФГОС Материально-техническое обеспечение реализации ФГОС осуществляется согласно требованиям СанПин. Оборудованы рабочие места учителя (компьютер, проектор, экран), организован доступ к Интернету. Доступ к Интернет-ресурсам, содержание которых, несовместимо с задачами воспитания и образования ограничен фильтром безопасности, согласно приказу комитета образования и науки Курской области от 26.08.2016 № 1-799.
8 Финасово-экономические  условия реализации ФГОС ООО С точки зрения  финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС ООО  в настоящее время внесены изменения в  локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников лицея, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка размеров премирования.

 

Таким образом, подводя итоги по апробации ФГОС ООО, администрация лицея, МС, ТЛ отмечают положительные тенденции:

- положительная динамика использования учителями 5,6,7,8 классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);

- использование учителями в работе современных образовательных технологий;

- ориентация учителей на организацию здоровьесберегающей среды;

- осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения;

- возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами;

- положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности.

Можно отметить постепенное изменение характера деятельности учащихся. Наблюдения за учащимися классов, участвующих в апробации, при посещении уроков показывают: 25% учащихся 5,6,7,8 классов не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке. 20% учащимся 5,6,7,8 классов под силу выполнение проектных, творческих заданий, направленных на получение продуктивного результата.

Говоря об определенных результатах, в том числе 1 четверти 2016-2017г., нельзя не сказать о сохраняющихся проблемах при апробации ФГОС ООО.

Проблемы, с которыми столкнулись в процессе реализации ФГОС ООО, которые предстоит решить:

      Проблемы Пути решения

Технологии обучения не полностью отвечают требованиям ФГОС, где обучение ведется на основе «учебных» задач.

Необходимо обучить учителя приемам проектирования образовательной среды;

ИКТ – компетенции; технологии оценивания результата деятельности ребенка в условиях ФГОС;

алгоритму разработки учебных программ, проектированию УУД в учебной и внеучебной деятельности; технологиям, обеспечивающим системно – деятельностный подход в обучении.

Отсутствует субъектная позиция ученика в получении результата  Субъектную позицию ученика возможно обеспечить, отдавая приоритеты групповым формам работы, что обеспечит навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка, снижение уровня тревожности, развивает рефлексивные способности; внедрить технологий, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС.                  

Сложность в мониторинге предметных и метапредметных результатов.

Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.

Предстоит обеспечить систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП критериями и инструментарием.

Не достаточно условий для различных видов деятельности: игровой, исследовательской, проектной, творческой, рефлексивной.

 

Методическая служба лицея продолжает работу по внедрению в практику работы учителей новых моделей образовательной системы, в том числе систему оценивания планируемых результатов – предметных и метапредметных.

Таким образом, образовательное учреждение МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» достаточно активно работает в условиях апробации и реализации ФГОС НОО и ООО.

 Региональная стажировочная площадка по иностранному языку

16 мая в МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» прошла региональная стажировочная площадка на тему «Формирование и развитие коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

Работу стажировочной площадки открыла заместитель директора по НМР Кобякова Н.Н., которая провела презентацию методической выставки «Реализуем ФГОС» и выступила с докладом из опыта работы учителей иностранного языка на тему «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка на основе современных технологий.» Визитная карточка лицея была представлена учеником 11 класса на английском языке. С работой методического объединения познакомила руководитель МО Игнатова О.В.

26 учителей английского языка из города Курска и районов области прослушали выступления учителей из опыта работы, и посетили открытые уроки, и внеурочные мероприятия.

Стажеры посетили два открытых урока. В 10 классе на тему «Shopping», который подготовила учитель английского языка высшей квалификационной категории Дубинина В.Г., а в 9 классе на тему «Our plans and ambitions», учитель английского языка Сокол М.К. Учащиеся показали отличные знания по лексике, грамматике, аудированию, лингвострановедческому материалу, свободно владеют разговорной речью, диалогической, монологической. Активно работают в группах и парах.

Были подготовлены два инновационных мастер-класса:

  1. Завалишиной Л. Л. на тему «Лингафонный кабинет «Диалог Нибелунг»- использование на уроках иностранного языка».
  2. Сокол М.К. на тему «Использование интернет технологии Kahoot на уроках и во внеурочной деятельности.

На высоком методическом уровне представлена внеурочная деятельность театральной студии учащимися 5-9классов.

Игнатова Ольга Валентиновна, руководитель проекта «Театр», показала спектакль «Twelve Months» на английском языке. «Учащиеся хорошо говорят на английском языке, умеют держаться на сцене. Прекрасные декорации.», - сделали выводы стажеры.     Гостей ожидали и музыкальные подарки на английском языке.

Подвели итоги работы региональной стажировочной площадки Давыдова Е.А. преподаватель кафедры СГО ОГБУ ДПО КИРО и зам.дирекора по НМР Кобякова Н.Н.

Учителя-стажеры дали высокую оценку организации и проведению стажировочной площадки.

Заместитель директора по НМР

Н.Н. Кобякова

Региональная стажировочная площадка по биологии

20 октября в стенах лицея прошла региональная стажировочная площадка по теме «Формирование и развитие УУД в процессе обучения на уроках и во внеурочное время по биологии».

На стажировочной площадке присутствовало 13 учителей биологии города и области –слушателей курсов повышения квалификации на базе КИРО.

Работу стажировочной площадки открыла заместитель директора по НМР Кобякова Н.Н., которая представила визитную карточку лицея и методического объединения естественного цикла. Была организованна выставка документации лицея, МО, в том числе представлены сборники лицея по инновационной деятельности.

Гости стажировочной площадки приняли участие во внеклассном мероприятии - игре «Что? Где? Когда?» с применением мастер-класса, которое проводила учитель биологии Брагина Ю.А.

Прослушали выступления педагога-психолога лицея Ступаковой С.Н. по теме «Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС II поколения по предметам биологии» и учителя начальных классов Ульяновой И.Ю. по теме «Формирование и развитие УУД на уроках окружающего мира».

Гости посетили открытые уроки Ульяновой И.Ю. в 4 классе «Животный и растительный мир лесов России» и Брагиной Ю.А. в 6 классе по теме «Внешнее строение листа».

Подвела итоги работы региональной стажировочной площадки заведующая кафедрой естественно-математического образования КИРО, кандидат педагогических наук Беседина Л.А.

DSC_8281
DSC_8281
DSC_8290
DSC_8290
DSC_8291
DSC_8291
DSC_8293
DSC_8293
DSC_8299
DSC_8299
_DSC0173
_DSC0173
_DSC0174
_DSC0174
_DSC0223
_DSC0223
_DSC0252
_DSC0252
_DSC0253
_DSC0253
 
 

Региональная стажировочная площадка по иностранному языку (2017 год)

Два дня, 08.02 и 16.02, в лицее работала региональная стажировочная площадка по иностранному языку по теме «Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

29 учителей английского языка из города и районов области прослушали выступления учителей из опыта работы и посетили открытые уроки и внеурочные мероприятия, которые подготовили учителя методического объединения иностранного языка.

1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
7
7
8
8
 
 

Открытые уроки дали:

Дубинина Вера Георгиевна- Открытый урок по теме «Здоровье», 6А класс.

7            77

 Коптева Мария Геннадьевна- Урок по теме «Едем отдыхать», 3 класс

777            7777

Сокол Мария Кирилловна- – Интегрированный урок по теме «Спорт в лицее», 8 А класс

8            88

 

Выступление из опыта работы Дудина Валентина Вадимовна- «Коммуникативная компетенция как ключевая компетенция учащихся»

9

 

Кобякова Нина Николаевна- «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка»

99

 

Гордиенко Ирина Валерьевна- «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с одаренными детьми»

999

 

Завалишина Лариса Леонидовна- Мастер - класс «Лингафонный кабинет «Диалог Нибелунг»- использование на уроках иностранного языка»

9999

 

Было рассказано о поездке в Германию по линии общества дружбы Курск- Виттен.

 00

 

Учащиеся лицея, занимающиеся на курсах итальянского языка, спели песню на итальянском языке, сделав подарок слушателям курсов повышения квалификации при КИРО.

44

 

 

Внеурочную деятельность представили:

Игнатова Ольга Валентиновна- Спектакль «Три поросенка. Новый взгляд на проблему» на английском языке.

5

 

Титерюк Наталия Валентиновна- Литературный монтаж на английском языке «Что такое хорошо, что такое плохо?»

55

 

В подарок гостям прозвучали песни на английском языке

555

 

 

Некоторые отзывы о работе региональной стажировочной площадки учителей английского языка, слушателей курсов повышения квалификации при КИРО:

«Большое спасибо за такой титанический труд всего МО учителей ИЯ. Стажировочная площадка на высочайшем методическом уровне».

«Хочу отметить доброжелательное отношение школьного коллектива, готовность учителей оказать поддержку и помощь. Мне очень понравился открытый урок Дубининой В.Г. в 6 классе. Дети свободно говорят по теме «Здоровье», излагают открыто свои мысли».

«Очень понравилась и теоретическая и практическая часть СП. Очень хорошее впечатление от урока Дубининой В.Г., от учащихся. Спасибо за качественную организацию и методическую помощь».

«Огромное спасибо организаторам СП, учителям и детям за такую возможность побывать в лицее на открытых уроках, на внеурочных мероприятиях…».

«Невозможно не отметить высокий профессионализм, творчество, педагогический талант учителя Дубининой В.Г., а также интересный подход к уроку ИЯ Сокол М.К. Внеурочные мероприятия, подготовленные Игнатовой О.В. и Титерюк Н.В. отображают талант, творчество педагогов и сотрудничество с детьми. Посещение СП оставило самое приятное впечатление».

«Понравилось всё: и теоретические выступления первого дня, и мастер- класс по работе с системой Nibelung, и обмен опытом по работе с одаренными детьми, и рассказ о поездке в Германию. Урок в 6А классе по теме «Здоровье» был выше всех похвал. Учитель Дубинина В.Г. показала урок, который может вдохновить на корректировку и улучшение своей работы…»
«Ценим ваш энтузиазм! Спасибо за теплый прием, за творческий труд! Результаты вашего педагогического труда- налицо!»

«Большое спасибо администрации лицея за проведение СП! После посещения открытого урока учителя Коптевой М.Г. хочется отметить профессиональную компетентность, интересно подобранный материал урока, соответствующий требованиям ФГОС и возрастным особенностям учащихся. Методика проведения урока отличалась разнообразием и творчеством учителя… Большое спасибо за внеурочные мероприятия, за подготовку учащихся на высоком уровне!».

«На СП особенно понравилось театральное выступление, подготовленное детьми. Красочно, эмоционально. Дети безупречно говорят на английском. Огромное спасибо за подготовку и проведение уроков «Едем отдыхать» в 3 классе и «Спорт в лицее». Все образцово- показательно!».

«Хочу выразить восхищение и благодарность за эти два дня, проведенных в лицее на СП. Увидела очень много полезного и интересного. Понравилось практически все. Но особенно хочется отметить следующие мероприятия: урок по теме «Едем отдыхать» (учитель Коптева М.Г.) и внеурочное мероприятие под руководством Игнатовой О.В.».

«Хочется поблагодарить за проведенную работу коллектива лицея. Особенно хочется отметить творческий подход, с которым вы подошли к организации СП. У вас есть чему поучиться».

«В первый день хотелось бы отметить выступления учителей по теоретическим вопросам, презентации, пособия, доброжелательность и готовность к сотрудничеству всей кафедры ИЯ, особенно Нины Николаевны.

На второй день был дан ответ на вопрос «Что такое красота?» Именно во внеурочной деятельности обучающихся: в спектакле, вокале, танце, стихотворной композиции. Высокую оценку даем открытым урокам. Спасибо за плодотворный труд…»

«Очень понравилась внеурочное мероприятие «Три поросенка. Новый взгляд на проблему». Дети открыты, с хорошим знанием английского языка»
«Особенно большое спасибо зам. директора по НМР Н.Н. Кобяковой за организационную работу!».

«Огромное спасибо за тёплый приём, за доставленное наслаждение от увиденного и услышанного. Желаю Вам дальнейших творческих побед. Покоряйте более высокие вершины, у вас это получится, так как ваш коллектив с огромным креативным потенциалом. Здоровья, мира и добра вашему коллективу…»