Лицей вошел в рейтинг 500 лучших школ России по итогам образовательной деятельности в 2016 году, в ТОП-200 российских школ, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся, является федеральной стажировочной площадкой

Самоуправление

Модель ученического самоуправления

1. Позиционный блок.

Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разного возраста.

Задачи ученического самоуправления:
* Предоставление учащимся реальной возможности участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса.
* Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.
* Воспитание положительного отношения и общечеловеческих ценностей, нормам коллективной жизни, законам государства, бережного отношения к природе, воспитание чувства справедливости.
* Создание системы самоуправления как воспитывающей среды лицея, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.
* Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях нашего образовательного учреждения.
* Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.
* Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся.
* Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития.

Принципы построения и развития ученического самоуправления.

1. Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей. Работа Совета лицея.
2. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
3. Разделение полномочий органов самоуправления лицея и их тесное взаимодействие.
4. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий лицея.
5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
6. Свобода критики, обмена мнениями по любым вопросам лицейской жизни, деятельности органов самоуправления.
7. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
8. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.

Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.
С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.
Самоуправление - это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.
Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.

Содержание деятельности органов самоуправления

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в лицее. Такими видами деятельности являются:
* Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
* Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
* Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;
* Художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
* Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
* Информационная деятельность – письменная информация о жизни классов школы;
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне

И ТАК: Организация ученического самоуправления:

1. Учит ребят умению руководить и подчиняться.
2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
4. Вырабатывает правильное отношение к критике.
5. Создает условие для проявления и развития способностей каждого ученика.
6. Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, лицее.

Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

Структура ученического самоуправления: заместитель директора по ВР, психолог, педагог-организатор, классные руководители, актив класса. В неё входят кружки, спортивные секции, органы ученического самоуправления, межведомственные связи для творческого развития.

Модель самоуправления опирается на:

v Реальные возможности лицея.
v Финансовую обеспеченность лицея.
v Основные нормативные документы лицея, не противореча им.
v Сохранение и приумножение лицейских традиций.
v Отличительными признаки данной модели являются:
v Простота внедрения проекта в жизнь.
v Вовлечение детских и молодёжных общественных объединений в массовость.
v Вовлечение в процесс самоуправления.
Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

2. Организационный блок.

Структура уровней ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 4 уровня.

Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, детские молодёжные объединения, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, комиссии, выбирающие из своего состава Председателя, входящего в состав Председателей, и выдвигающие кандидата в Президенты ученического самоуправления.

Второй уровень - Совет Председателей комиссий класса, занимающийся законотворческой деятельностью класса, проводящей совместные заседания с привлечением родительского комитета класса, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел класса.

Третий уровень – самоуправление лицея.
Совет учащихся, занимающийся законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления - предварительный орган в Совете лицея, регламентирующий и отслеживающий работу органов ученического самоуправления.

3. Нормативно – правовой блок.

ДОКУМЕНТЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ФУНЦКИОНИРОВАНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

§ Закон об образовании с изменениями от 18.07 2005 года №92-Ф3, от 21.07.2005 года №100-Ф3
§ Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
§ Всеобщая декларация прав человека.
§ Конвенция о правах ребёнка.
§ Конституция Российской Федерации.
§ Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
§ Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
§ Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121 , статья 122, статья123)
§ Национальный проект «Образование».
§ Устав МБОУ «ЛИЦЕЙ №6»
§ Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.
§ Положение об органах ученического самоуправления.
§ Положение о выборах в органы ученического самоуправления.

4. Содержательный блок.

ОПИСАНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕХ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ДАННУЮ МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
* Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе).
* Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства.
* Спортивно – оздоровительная деятельность – организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья.
* Художественно – эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи.
* Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших.
* Информационная деятельность – письменная информация о жизни классов.
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.

Структуры первого уровня ученического самоуправления на уровне классных коллективов с 5 по 11-й классы может быть различной в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель-ученик». Наиболее широкое распространение в практике работы школ получила структура по видам деятельности (познавательная, художественно эстетическая, спортивно-оздоровительная, трудовая, шефская, информационная и т.п.). Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются комиссиями дисциплины и порядка, защиты прав детства, учебной, досуговой, трудовой, экологической, спортивной, охраны прав детства, творческих дел, сектор печати и командир. Каждый орган избирает путем голосования своего председателя и заместителя, которые составляют совет класса.

Предлагаемая структура в основном имеет место в классах младшего и среднего звена. В старших классах функционирует система временных органов самоуправления «советов дел», создающихся под конкретные дела и проблемы класса.
У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.
Председатели органов самоуправления составляют совет класса. Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы школьного самоуправления. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание.

Педагогические задачи:
• Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей.
• Формирование классного коллектива, анализ результативности работы актива.
• Воспитание ответственности за порученные дела.

Структура второго уровня ученического самоуправления.
В основе деятельности ученического самоуправления лежит:

 - изучение запросов учащихся, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению. Как правило, своими силами.
 - сохранение и приумножение школьных традиций, реализация программы развития школы.

В ученическое самоуправление школы входят ученики 2 – 11 классов. Субъект может быть исключён из совета решением общешкольного ученического собрания после предупреждений по следующим пунктам:
- за несоблюдение устава школы и обязанностей субъектов,
- за нарушение дисциплины.

Главный орган ученического самоуправления в школе – Совет. В состав совета входят председатели комиссий от каждого класса. Совет осуществляет контроль над деятельностью работы всех классов, принимает важные решения, касающиеся деятельности детского органа самоуправления.

5. Технологический блок.

Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся, а также социального заказа.
• Ожидаемые результаты:
• Повышение гражданской позиции школьников;
• Повышение заинтересованности в развитии школы;
• Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
• Увеличение занятости детей во внеурочное время;
• Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
• Активизация творческой деятельности учащихся;
• Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
• Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

Основные формы ученического самоуправления.
v Заседания актива класса.
v Заседания Совета ученического самоуправления.
v Заседания Совета Председателей.
v Заседания Совета школы.
v Участие в работе собрания.
v Участие в работе ученических и родительских собраний.
v Участие в работе творческих групп.
v Проведение круглых столов.
v Организация и проведение досуговых мероприятий.
v Организация и проведение спортивных соревнований.
v Другие формы работы.

Роль педагогов и родителей в самоуправлении.
Педагоги и родители учат непосредственно участников самоуправления самоонализу. Самокритике и самоустановке в организуемой ими деятельности в своём коллективе. Одновременно каждый педагог учит коллектив учитывать потребность каждого члена, потребность меньшинства, создаёт атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления
Мог действовать согласно голосу собственной совести и стремился к общему согласию. Педагог повышает роль собрания, оказывает методическую помощь активу, привлекает к работе актива родителей, общественность, выступает носителем, хранителем, продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов. Положений. Педагог учит детей анализировать свою работу, принимать конкретные свои решения и выполнять их, ведёт индивидуальную работу, формирует орган детского ученического самоуправления при своём объединении, вместе с воспитанниками планирует, организует, анализирует воспитательную работу по своему предмету.

6. Управленческий блок.
Управление развитием ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальным объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.
Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.
Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.
1. Сбор информации и её анализ осуществляется на всех уровнях самоуправления. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.
2. Планирование. Его результат – это ответ на вопросы: «Что делать?» «Что делать в классе?» и «Что делать в школе?».
3. Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности. Классный руководитель учит ребят выполнять инструктивно-методическую работу. Суть деятельности по организации состоит еще и в том, чтобы подготовить самих учащихся, определить время, ответственных.
4. Контроль осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов самоуправления.
5. Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. Происходит это через учащихся, руководителей органов ученического самоуправления, классного руководителя.

Партнёрство – это: соединение, сопереживание, содружество, союз, ответственность.

Взаимодействие структур в управлении воспитательным процессом.

Цель работы совета:
1.Улучшение качество жизни в школе.

Задачи.
1.Формировать гражданское мышление и мировоззрение молодёжи.
2. Создать условие для приобретения молодёжью реального опыта гражданской активности.
3.Воспитать человека, активного как в преобразовании собственной жизни, так и в жизни общества.
4. Социализация личности

Воспитание проходит на принципах:

  •  Ориентация на общечеловеческие ценности.
  • Демократизация образование и воспитание.
  • Социальная адекватность воспитания.
  •  Преемственность педагогических действий в социуме.
  • Создание воспитывающей среды.

Опора на интересы и потребность учащихся, педагогов, социума.
В чем же выгодность объединения усилий:
- решается общая проблема
- происходит обмен информацией
- исчезает недоверие (если оно имело место) у партнеров друг к другу
- повышается имидж обоих партнеров
- ресурсы используются в общих интересах

Совет школы определил новые направления совместной деятельности
v ответственно-гражданская
v познавательная
v художественно – творческая трудовая
v спортивно – оздоровительная.

По каждому направлению определили формы деятельности.
В школе создана система воспитательной работы. Она реализуется в учебно-познавательной, трудовой, досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности учащихся. Наш девиз: «Умеешь сам – научи другого».

Социальная активность учащихся.

В школе действует система самоуправления, обеспечивающая социализацию каждого ребёнка. В Совет учащихся входят 37 учеников (2-11 классы). Создан Совет старшеклассников.

Совет старшеклассников является инициатором творческих дел и координирует работу классов.
Самоуправление лицея – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто представлять им права, необходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.

Список Совета учащихся на 2018-2019 уч. год

Мероприятия в октябре - Ученический совет от 27. 10.2016г.

ПЛАН РАБОТЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛИЦЕЯ на 2016 – 2017 учебный год

ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЖУРНОМ КЛАССЕ

ПОЛОЖЕНИЕ о детском объединении имени Стасика Меркулова

ПОЛОЖЕНИЕ о совете профилактики правонарушений

ПОЛОЖЕНИЕ о совете старшеклассников

ПЛАН совместных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» г. Курска и ОП № 1 УВД по г. Курску на 2016-2017 учебный год

ПОЛОЖЕНИЕ о волонтерской деятельности

ПОЛОЖЕНИЕ о волонтерском отряде (группе)

 

Детская организация в лицее носит имя Стасика Меркулова

Меркулов Стасик ученик школы № 6 г.Курска, сын Меркулова Филиппа Григорьевича пулемётчика, погибли в 1941 году, защищая г.Курск от немцев.

Мы отметили 75-годовщину обороны города. Велик подвиг бойцов народного ополчения, знать о событиях всемирного значения, происходивших в областном центре в октябре-ноябре 1941 года- долг каждого курянина.

 1

                                                                       Меркулов Стасик ученик школы № 6 г.Курска

Филипп Григорьевич был командиром пулеметного отделения 6-й роты Ленинского полка народного ополчения. Под его началом сражались бойцы Казимир Тиль, Ефим Ануфриев, Иван Прохоров, Михаил Горбачев и сын Стасик. Они занимали позицию в районе первого кирпичного завода (ниже современной детской больницы). Немцы наступали вдоль реки Тускари, пытались отрезать бойцов Ленинского полка от реки.Пулемет Филиппа Меркулова сдерживал фашистов. Стасик подавал отцу пулеметные ленты и был на подхвате. Немцы хотели до ночи захватить город, эта задержка их бесила. Тяжело был ранен Тиль, потом — Ануфриев и Горбачев. И тогда Филипп приказал своим бойцам отходить по обрыву к речке, а сам остался прикрывать их отход. Отец погиб вечером, а утром от ран умер сын. Это было 2 ноября 1941 года. Их перезахоронили в 1950 году на Никитском кладбище. Сейчас Могила с отцом и сыном обустроена на Мемориале. К памятнику на новой могиле Меркуловых приходят ученики 6-го лицея, где учился Стасик, ребята из Дворца пионеров, где он пел в хоре. Ученики лицея в эти знаменательные дни несли Почётный караул у могилы Героя.

«Утром 2 ноября у кирпичного завода № 2 на улице Хуторской фашисты атаковали 2-й батальон Ленинского полка народного ополчения. Миномётный обстрел не сломил волю оборонявшихся. Метко разил немцев расчёт пулемётной тачанки во главе с командиром взвода Филиппом Меркуловым. Вражеская пуля оборвала жизнь Филиппа Меркулова, а его сына, связного батальона, 11-летнего Стасика Меркулова фрицы нашли раненым и закололи штыками…» - газета «Городские известия».-№131.-1ноября 2016.- с.3

 2

                                                               Отец и сын Меркуловы: Стасик и Филипп Григорьевич