Лицей вошел в рейтинг 500 лучших школ России по итогам образовательной деятельности в 2016 году, в ТОП-200 российских школ, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся, является федеральной стажировочной площадкой

Наш Музей

Музей лицея создан в 2016 году.

Руководитель музея: Колесникова Елена Васильевна, учитель истории и обществознания, руководитель НОУ «Родники»

Буклет Музея

Программа развития музея

СОВЕТ МУЗЕЯ

Воронина Н.В. – директор лицея.

Харитонова Т.Н., Отличник народного просвещения – возглавляла школу с 1976 по 1994 год (по согласованию).

Березникова Н.В. – заместитель директора по воспитательной работе.

Колесникова Е.В. – руководитель НОУ «Родники».

Корнеева А.А. – учитель истории и обществознания.

Лукьянчикова Полина – ученица 11 класса.

Сафронова Анастасия – ученица 11 класса.

Булатникова Кристина – ученица 9 класса.

Коваленко Елизавета – ученица 9 класса.

Татарова Анастасия – ученица 9 класса.

Лебедева Екатерина – ученица 9 класса.

Дымов Михаил – ученик 8 класса.

Сафонова Юлия – ученица 8 класса.

Быкова Софья – ученица 8 класса.

Конкурс "Хранители памяти"

Наша земля не раз подвергалась нападениям и чтобы защищать ее границы, наши воины, наши отважные солдаты, не жалея своих сил, защищали грудью и ценой собственной жизни свою Родину, нашу с вами землю. 

Те, кто с доблестью и отвагой защищал нашу страну, достойны того, чтобы их подвиги воспринимались как легенды. Их имена надопомнить всегда. И всегда помнить о тех, кто отдал жизнь за свою Родину. 

Часто говоря о защитниках Родины, вспоминаются нам те, кто воевал в Великой Отечественной войне. Те, кто руководствовался единой целью и стремлением победить.

24 октября учащиеся 8Г класса приняли участие в конкурсе экскурсоводов «Хранители памяти» в рамках реализации городской воспитательной программы «Школа музейных наук».

Это Фанина ОльгаМарченко СофияМитюшкина МарияПанова ЕлизаветаДмитракова АнастасияЗвягина Анна.

Организатором  конкурса  является МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска»

Девочки рассказали о подвиге юного героя – Стасика Меркулова, ученике нашей школы №6 и его отце –Филиппе Григорьевиче, который был командиром пулеметного отделения 6-й роты Ленинского полка народного ополчения.   Они погибли как настоящие герои, защищая наш город от наступавших фашистских полчищ 2-го ноября 1941 года. 

Их общая могила под номером 198 находитсяна Мемориале Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 года.

Наша команда в конкурсе заняла второе место и была награждена Грамотой, а все участники получили сертификаты.

Руководитель музея – Колесникова Елена Васильевна

20181024_150807
20181024_150807

Выставка в музее

Центром патриотического воспитания, центром формирования гражданского самосознания юных россиян, активной жизненной позиции и сознания причастности малой Родины к мировой истории является наш музей. Все предметы, собранные здесь, имеют богатую и долгую историю. Каждый экспонат прошел через многие руки (был подарен, принесён, найден) и теперь занимает достойное место в нашем музее. Ребята, знакомясь с экспонатами, знакомятся с культурой своих земляков, начиная от древних времен до наших дней.

Недавно в нашем музее «Шаги наших побед» была организована выставка из личной коллекции ученика 9Г класса Костилова Евгения. Женя представил экспонаты, которым может позавидовать любой краеведческий музей. В экспозиции были представлены удивительные предметы: старинные открытки с видами Курска, старообрядческие металлические нательные кресты, старинные монеты, каменные пушечные ядра, рыболовный крючок, наконечники для стрел и много других интересных предметов…

Музей в лицее – это то место, где происходит общение одного поколения с другим. Благодаря музею мы, обычные люди, можем наглядно посмотреть на то, как жили люди до нас. На то, как и чем занимались, что любили, из чего состояла их жизнь. Музей в лицее помогает учащимся узнать, как учились и чем жили их родители, с чего всё начиналось.

20180926_124933
20180926_124933
20180926_132515
20180926_132515
20180926_132532
20180926_132532
20180926_132821
20180926_132821
20180926_133445
20180926_133445
Грамота экскурсоводам музея лицея №6 за 2 место в конкурсе Хранители памяти. Курск, 2018 г.
Грамота экскурсоводам музея лицея №6 за 2 место в конкурсе Хранители памяти. Курск, 2018 г.

ПЛАН РАБОТЫ МУЗЕЯ «ШАГИ НАШИХ ПОБЕД»

№ п/п Мероприятия Сроки проведения Ответственный за проведение Примеча-ние
СЕНТЯБРЬ
Образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа
1. Урок «Моя Россия» 1 Совет школьного музея
2. Подготовка буклета «100 лет лицею имени М.А. Булатова» август-сентябрь

Колесникова Е.В.,

Кобякова Н.Н.

3. Подведение итогов работы за лето, утверждение плана работы музея на 2018-2019 учебный год 5-7

Колесникова Е.В.

Совет музея

4. Обновление актива музея с учетом поступивших учащихся 15-30 Колесникова Е.В.
5. План работы и определение приоритетных направлений деятельности музея: 100-летие лицея. август-сентябрь

Колесникова Е.В.,

Совет музея

6. Экскурсия для 1-го класса «Это наш лицей». Сентябрь-октябрь

Колесникова Е.В.,

экскурсоводы музея

7. Принять участие в мероприятиях, посвящённых 75-летию Курской битвы. По индивидуальному плану

Колесникова Е.В.,

Совет музея

8. Принять участие в областном конкурсе «Символы Курского края – 2019» По индивидуальному плану

Колесникова Е.В.,

Члены НОУ «Родники»

9. Участие в мероприятии, посвящённом присвоению лицею имени Героя Советского Союза Михаила Алексеевича Булатова.   25 сентября

Колесникова Е.В.,

Члены НОУ «Родники»

Экспозиционно-выставочная работа
1. Обновление экспозиций по истории лицея и этнографического музея (кабинет 42). В течение месяца Совет музея
2. Тематический выпуск газет, посвященных 100-летию лицея. сентябрь Совет музея
3. Оформление стендов и выставок по истории лицея. по мере поступления экспонатов

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Работа с фондами

1. Работа с журналом поступлений экспонатов. В течение месяца Колесникова Е.В.
ОКТЯБРЬ
Образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа  
1. Сбор материалов об учителях-ветеранах и директорах лицея и завучах. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

 
2. Экскурсии по тематическим стендам и материалам музея. учащиеся 10 класса  
3. Урок «Выпускники школы № 6, наши земляки – деятели культуры». В течение месяца Совет Музея, Совет ветеранов, Актив музея, классные руководители 9-11 кл.  
4. «Пусть будет осень жизни молодой» (концерт, презентация, поздравление) День учителя

Совет Музея,

Актив музея

 
5. Подготовка пакетов для классов с заданиями, проектами и мероприятиями юбилейного года в течение месяца Совет Музея, Совет ветеранов, Актив музея  
6. Экскурсии по экспозициям музея, посвящённые Дню Лицея 19 октября Актив музея, экскурсоводы музея  
7. Отбор команд к игре «Наследники», посвящённой истории лицея и краеведческого музея в течение месяца Актив музея  
8. Участие в мероприятии, посвящённом Дню рождения Героя Советского Союза Михаила Алексеевича Булатова. 25 октября

Колесникова Е.В.,

Совет Музея,

Актив музея

 
9. Провести серию уроков для учащихся 4-х классов в кабинете 42 «Предметы старины далёкой» в течение месяца Колесникова Е.В.  
Работа с фондами  
1. Обработка поступивших экспонатов. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

 
2. Работа с документацией по работе музея. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

 
             
НОЯБРЬ
Образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа
1. Подготовка лекционных материалов о выпускниках школы и лицея. Оформить экспозицию «Выпускники школы и лицея в профессии» В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Разработка вопросов и творческих заданий к игре «Наследники» ноябрь

Колесникова Е.В.,

Совет музея

3. Работа над проектом «Война глазами детей» (о тружениках тыла, чьё детство выпало на годы ВОВ) В течение месяца Классные руководители
4. Участие в муниципальных и региональных конкурсах По индивидуальному плану

Колесникова Е.В.,

Совет музея

5. Проведение экскурсий для учащихся школ микрорайона, для слушателей стажировочных площадок (по индивидуальному плану)

В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея,

Классные руководители школ микрорайона

6. Организация кинолектория по военной тематике, посвящённому 75-летию Курской битвы В течение месяца Классные руководители
7. Посещение музеев в школах города В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Экспозиционно-выставочная работа
1. Оформление экспозиции о проектно-поисковой работе в лицее. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Оформление выставки к 75-й годовщине Курской битвы 1-15 Совет музея
Работа с фондами
1. Обработка поступивших экспонатов. В течение месяца Колесникова Е.В.

2. Работа с документацией по работе музея. В течение месяца Колесникова Е.В.

ДЕКАБРЬ
Образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа
1. Участие в праздничных мероприятиях, посвящённых 100-летию лицея. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Проведение экскурсий по истории лицея В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

3.

Уроки Мужества в рамках проведения недели истории о ВОВ с приглашением родственников ветеранов микрорайона. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

4. Экскурсии для начальной школы по музею лицея с презентацией проекта «Школа в годы Великой Отечественной войны» В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея,

экскурсоводы музея

Классные руководи-тели начальных классов
Экспозиционно-выставочная работа
1. Подготовка экспозиции к 100-летнему юбилею лицея В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Классные руководи-тели 4-11-х классов
2. Организация фотовыставки «Ученики и учителя лицея о школе № 6», посвященной 100-летию лицея. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Работа с фондами
1. Обработка поступивших экспонатов. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Работа с документацией по работе музея. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

3. Изучение методической литературы по музейной деятельности. В течение месяца Колесникова Е.В.

ЯНВАРЬ
Образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа
1. Вахта Памяти, посвященная снятию блокады Ленинграда. январь

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Встреча с учителями - ветеранами В течение месяца Совет музея
3. Проведение классных часов, посвященных годовщине снятия блокады Ленинграда В течение месяца Классные руководители
4 Участие в конкурсах (по отдельному плану) В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Экспозиционно-выставочная работа
1. Подготовка видеоролика, посвящённого годовщине снятия блокады Ленинграда В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Выставка писем участников ВОВ В течение месяца Совет музея
3. Оформление стендов, посвященных Героям-землякам Великой Отечественной войны. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Работа с фондами
1. Обработка поступивших экспонатов. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Работа с документацией по работе музея. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

3. Изучение методической литературы по музейной деятельности. В течение месяца Совет музея
ФЕВРАЛЬ
Образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа
1. Подготовка лекционных материалов ко Дню освобождения Курска и ко Дню защитника Отечества

К 8 февраля и к

23 февраля

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Вахта Памяти, посвященная Сталинградской битве и Дню освобождения Курска. Просмотр фильмов о Сталинградской битве и освобождении Курска февраль

Колесникова Е.В.,

Совет музея

3. Встреча с выпускниками школы, деятелями науки, искусства, врачами… В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

4. Конкурс чтецов и сочинений «Память сильнее времени» до 23 февраля

Колесникова Е.В.,

Совет музея

5. Подготовка стенда о школьных династиях В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Экспозиционно-выставочная работа
1. Подготовка экспозиции, посвящённой Сталинградской битве. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Работа с фондами
1. Обработка поступивших экспонатов. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Работа с документацией по работе музея. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

3. Изучение методической литературы по музейной деятельности. В течение месяца Совет музея
МАРТ
Образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа
1.

Участие в муниципальных и региональных музейных конкурсах,

проведение экскурсий, подготовка и проведение недели «Музей и дети».

В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Классные руководи-тели
Работа с фондами
1. Обработка поступивших экспонатов. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Работа с документацией по работе музея. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

3. Изучение методической литературы по музейной деятельности. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

4. Создание банка данных презентаций для проведения экскурсий по музею В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

АПРЕЛЬ
Образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа
1. Подготовка лекционных материалов, посвященных 74-й годовщине Победы советского народа над немецко-фашистской Германией 1941-1945г. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Подготовка встреч с ветеранами ВОВ, тружениками тыла и их детьми и внуками В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Классные руководи-тели
3.

Подготовка к конкурсу «Победа деда – моя победа».

В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Экспозиционно-выставочная работа
1. Подготовка экспозиции ко Дню Победы, посвященной 74 -й годовщине Победы советского народа над немецко-фашистской Германией 1941-1945г. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Выставка экспонатов из личных коллекций учащихся лицея, посвящённых Великой Отечественной войне. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Работа с фондами
1. Обработка поступивших экспонатов. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Работа с документацией по работе музея. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

3. Изучение методической литературы по музейной деятельности. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

МАЙ
Образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа
1.

Проведение Вахты памяти

Участие в Акции «Бессмертный полк»

9 мая

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Классные руководи-тели 1-11-х классов

2.

3.

Проведение телепередачи « Праздник с сединою на висках», посвященной 74-й годовщине Победы советского народа над немецко-фашистской Германией 1941-1945г. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея, медиахолдинг «Шестое измерение»

4. Встреча с ветеранами ВОВ До 9 Мая

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Классные руководи-тели
5. Проведение классных часов о традициях лицея В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

6. Поздравление Ветеранов ВОВ До 9 Мая

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Классные руководи-тели
7. Уборка памятников на территории Никитского кладбища, могилы Филиппа Григорьевича и Стасика Меркуловых До 9 Мая

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Классные руководи-тели
8. Подведение итогов работы музея за 2018- 2019 учебный год В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Экспозиционно-выставочная работа
1. Подготовка экспозиции, посвященной 74-й годовщине Победы советского народа над немецко-фашистской Германией 1941-1945г. До 9 Мая

Колесникова Е.В.,

Совет музея

2. Стенды и фотоотчеты по Вахте Памяти. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

Работа с фондами
1. Работа с документацией по работе музея. В течение месяца

Колесникова Е.В.,

Совет музея

                             

Золотарский Семён Борисович и школа № 6 

В сентябре 1950 года в нашей школе начал работать Семён Борисович Золотарский – легендарная личность, выдающийся Учитель с Большой буквы, с чьим именем до сих пор в сознании курян ассоциируется школа № 6. Преподавая один из самых трудных предметов – физику, Семён Борисович сделал его для сотен учащихся понятным, увлекательным, запоминающимся. Он стоял у истоков организации физико-математических классов, популярность и авторитет которых были так велики, что учиться в них мечтали почти все ребята школ города и области. Достаточно сказать, что конкурс в эти классы составлял 5 человек на одно место. Уровень преподавания физики был настолько высок, что на районные олимпиады по этому предмету учащиеся шли целыми классами. Велико число победителей и призёров городских, областных, Всесоюзных и Всероссийских Олимпиад, подготовленных Семёном Борисовичем. Многие выпускники Золотарского Семёна Борисовича свою будущую профессию связали именно с эти предметом. Среди них выдающиеся учёные, работающие в области космонавтики, ракетной и электронной техники, самолётостроения, физики твёрдых тел.

Глубокий знаток своего предмета, строгий, принципиальный и требовательный педагог, думающий и ищущий Учитель, новатор в вопросах методики преподавания, блестящий экспериментатор – так можно охарактеризовать деятельность Семёна Борисовича на педагогическом поприще.

Уроками Золотарского Семёна Борисовича восхищались учёные-физики, участники Всероссийской научной конференции, проводимой в Курске, заместители министра просвещения Балясная Л.К. и Козин В.П., педагогические работники школ города и области. Каждый урок Семёна Борисовича был открытым для коллег. Первым педагогом в области он стал использовать в учебном процессе счётно-вычислительные машины.

Кабинет физики был оснащён техническими средствами обучения, многие из которых учащиеся изготовили на занятиях физического кружка. Ежегодно ученики школы № 6 занимали призовые места на выставках детского технического творчества. В День Космонавтики Золотарским Семёном Борисовичем проводились научно-практические конференции, которые заканчивались пуском зонда. Большую работу проводил учитель, пропагандируя достижения советских учёных в области освоения космоса.

Коллеги, учащиеся и родительская общественность ценили его за большую эрудицию, разносторонние знания, талант в организации многочисленных научных диспутов, конференций, семинаров. Многие годы Семён Борисович был заместителем председателя областного общества «Знание». Его лекции по международным, экономическим вопросам, политические обзоры были необычайно интересны, содержательны и отличались высокой культурой изложения.

По праву и с достоинством носил Семён Борисович Золотарский высокое звание Заслуженный учитель школы РСФСР. Он был награждён грамотами районного, городского, областного отделов образования города Курска и Курской области, Министерства просвещения РСФСР за выдающийся вклад в развитие народного образования. Семён Борисович был бессменным председателем Совета заслуженных учителей школ РСФСР по городу Курску. Лицей № 6 всегда будет гордиться тем, что его ученики имели честь учиться у Золотарского Семёна Борисовича.

1 мая 2018 года его не стало. Светлая память  о Семёне Борисовиче Золотарском навсегда останется в наших сердцах.

 

ОТЧЕТ

о проведении Недели «Музей и дети»

В соответствии с планом работы на 2017-2018 учебный год в целях активизации патриотического воспитания детей, широкого использования школьных музеев в учебной и воспитательной работе в МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» с 19. 03. 2018 – 24. 03. 2018 года прошла тематическая Неделя «Музей и дети».

Музей для школьника – источник познания, средство живого общения с богатейшей духовной и материальной культурой, приобщение к культуре прошлого в традициях настоящего. Школьный музей открывает уникальную возможность воспитания на боевых и трудовых традициях своего народа, так же это широкое поле творчества учащихся и педагогов, деятельность музеев в значительной мере связана с историей и краеведением.

В МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» 19 марта 2018 состоялось открытие Недели «Музей и дети». Ребята познакомились с планом проведения недели, приняли к сведению объявленные конкурсы и мероприятия. В рамках проведения Недели были проведены следующие мероприятия:

В библиотеке лицея была организована выставка краеведческой литературы по тематике Недели Музея. Её организовала библиотекарь Ванина Людмила Александровна.

19 марта руководитель Музея лицея «Шаги наших побед» Колесникова Елена Васильевна провела             викторину «Живая и поныне старина» с учащимися 6Б класса. Целью викторины было знакомство с прикладным искусством России, историей художественных промыслов и народных ремёсел. Учитель оформил выставку произведений декоративно- прикладного искусства. Команды, участвующие в конкурсе, получили Грамоты в стиле древнерусских славянских текстов.

20 марта 2018 года учащиеся 4А класса (классный руководитель Шаталова Ирина Николаевна), 4Г класса (классный руководитель Чупахина Татьяна Алексеевна) и 24 марта (классный руководитель Кириллова Татьяна Викторовна) вместе с руководителем Музея Колесниковой Еленой Васильевной совершили увлекательную экскурсию в МБУК «Центр историко-культурного наследия города Курска». Дети узнали много нового и интересного о традиционных промыслах, сложившихся на территории нашей страны: о хохломской росписи, искусстве изготовления жостовских подносов, ростовской финифти. Но особенно        понравился детям материал о Курском народном промысле – кожлянской игрушке, тем более что дети ещё и попробовали себя в качестве музыкантов – они смогли «поиграть» на этих замечательных древних народных инструментах: игрушках-свистульках.

21марта состоялось «Посвящение в экскурсоводы». Колесникова Елена Васильевна с учащимися 7 А провела внеклассное мероприятие, которое называлось «Викторина по истории культуры Курского края». Целью викторины было выявление и закрепление знаний по истории культуры Курского края; развитие умения находить логические связи между отдельными событиями; прививать любовь и уважение к историческому прошлому своей «малой Родины». После окончания викторины команды получили грамоты «Лучшие знатоки истории родного края» и «знатоки истории родного края».

В течение Недели был проведен конкурс исследовательских работ «История обыкновенных вещей» (номинация «Реферат»). В конкурсе приняли участие учащиеся 4-11 классов, ребята описали историю создания утюга, швейной машинки, очков, телевизора, фотоаппарата, стульев, домов. Учащиеся 4 класса описали историю создания школьной парты, карандаша, пополнив вспомогательный фонд школьного музея.

24 марта были подведены итоги конкурса на лучшую эмблему Недели «Музей и дети». Всего было представлено 15 эмблем. Но определиться с лучшей эмблемой жюри пока не смогло. В конце учебного года Совет Музея представит учителям и учащимся лицея эмблему нашего Музея «Шаги наших побед». В этот же день, среди экскурсоводов школьного музея был проведен конкурс рекламной продукции музейных экспонатов.

Проведенные мероприятия имеют отражение в фотоматериалах и размещены на школьном сайте.

Руководитель музея: Колесникова Е.В.

DSC_0001
DSC_0001
DSC_0003
DSC_0003
DSC_0005
DSC_0005
DSC_0015
DSC_0015
DSC_0022
DSC_0022
DSC_0026
DSC_0026
DSC_0030
DSC_0030
IMG_20180220_132937
IMG_20180220_132937

 Презентация "Музей: Шаги наших побед"

Благодарность Колесниковой Е.В. за подготовку победителя в конкурсе от 4-й гимназии
Благодарность Колесниковой Е.В. за подготовку победителя в конкурсе от 4-й гимназии
Диплом за 1 место коллективу учащихся 8 класса в конкурсе от 4-й гимназии
Диплом за 1 место коллективу учащихся 8 класса в конкурсе от 4-й гимназии
Свидетельство музея Лицея №6
Свидетельство музея Лицея №6
«История в лицах» 

28 февраля 2018 года МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска» проводил конкурс поисково-исследовательских работ «История в лицах» в рамках реализации городской воспитательной программы «Школа музейных наук».

Цель проводимого конкурса: повышение интереса обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Курска к поисково-исследовательской деятельности, к истории школы и достижениям выпускников и педагогических работников, оставивших след в истории школы, города, страны, пополнение материалов школьных музеев новой информацией.

Конкурс поисково-исследовательских работ «История в лицах» проходил на улице Ломакина, 17а, Пост №1.

Жюри строго оценивало поисково-исследовательские работы обучающихся, а также их выступления.

Наш лицей представляли обучающиеся 8В класса Джеха София, Цепочкин Михаил, Разумова Маргарита и Щекина Лада. Тема их выступления – «Наш учитель химии Кожанова Эльза Алексеевна».

Ребята рассказали об учителе-легенде нашего лицея. Эльза Алексеевна – автор многочисленных статей, опубликованных в журнале «Химия в школе», газете «1 Сентября».

За огромный вклад в развитие системы образования Курской области Кожанова Эльза Алексеевна отмечена многочисленными Почётными грамотами Комитетов образования города и области, Губернатора, глав администрации города, Министерства образования, «Почётным знаком «Отличник народного просвещения», городской премией «Признание» в номинации «Педагогическое мастерство», удостоена звания «Почётный работник науки и образования Курской области».

Команда учащихся лицея была награждена грамотой за II место, а все участники получил сертификаты.

       Презентация: "История в лицах"

Грамота за 2-е место История в лицах, Дворец пионеров. 2018г.
Грамота за 2-е место История в лицах, Дворец пионеров. 2018г.
IMG_20180228_154118
IMG_20180228_154118
IMG_20180228_154125
IMG_20180228_154125

Руководитель музея – Колесникова Елена Васильевна

 

 

8 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ КУРСКА

 

8 февраля 2018 года жители нашего города отмечают 75-ю годовщину освобождения Курска от немецко-фашистских захватчиков. В нашем лицее в этот день  прошло мероприятие, на которое были приглашены учащиеся 5-х классов. Для них ученики 7Б класса подготовили выступление о том, как жила наша школа во время Великой Отечественной войны, какими стали судьбы её выпускников.

Учащиеся рассказали о подвиге юного героя – Стасика Меркулова, ученике нашей школы № 6.  Он, не считаясь ни с какой опасностью, подносил снаряды во время боёв.   Стасик погиб как настоящий герой, а было ему всего 11 лет!

В этот день в наш лицей пришла сестра Стасика Меркулова – Эльмира Филипповна Меркулова. Она рассказала об ужасах оккупационного режима, во власти которого город был 15 месяцев. Эти воспоминания нам особенно дороги тем, чтобы будущие поколения не повторили ошибок прошлого.

 

Руководитель музея – Колесникова Елена Васильевна

Выставка «А у нас Новый год»

В преддверии Нового года взрослые и дети живут в ожидании чуда и мечтают погрузиться в сказку. А разве не чудо – новогодняя игрушка? Выдуваемая из прозрачного стекла, постепенно, шаг за шагом, она превращается в яркую, сияющую красавицу. До начала Нового года осталось совсем немного времени, а узнать, какие ёлочные игрушки  украшали хвойные красавицы наших дедушек и бабушек  – самое время.

Старинные стеклянные игрушки украшают стенды нашего музея. Лицеисты смогли познакомиться с обширной коллекцией, которая состоит из искусно расписанных стеклянных шаров, забавных фигурок животных и других украшений, знакомых и любимых с детства. На выставке представлены и картонные фигурки рыбок, бабочек, птиц…

Выставка организована в нашем музее «Шаги наших побед» учителем изобразительного искусства Масленниковой Еленой Викторовной. Экспозиция состоит из трёх частей. Первая посвящена игрушкам, которые мечтали получить в подарок на Новый год советские дети.

Вторая экспозиция названа «Новый год в годы войны». В ней представлены игрушки, которые изготавливали в трудное военное время дети своими руками: лепили из ваты фигурки клоунов, собак-санитаров, курочек, жирафов. Экспозицию собирали всем миром: дети и учителя лицея приносили семейные реликвии: игрушки, старинные новогодние открытки.

Третью часть экспозиции составляют новогодние поздравительные открытки и конверты советского периода нашей истории.   

Руководитель музея – Колесникова Елена Васильевна

1
1
2
2
3
3
4
4
5
5

Маршрутная игра «Музейное дело»

в рамках реализации городской воспитательной программы

«Школа музейных наук»

20 декабря 2017 года учащиеся 7Б класса нашего лицея приняли участие в маршрутной игре «Музейное дело» в рамках реализации городской воспитательной программы «Школа музейных наук». Инициатором проведения стал МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска».

Цель, которую ставили организаторы игры, было выявление качества подготовки членов актива музеев общеобразовательных учреждений города Курска к работе с музейными фондами и экспозициями, создание  условий для реализации  творческого потенциала участников игры.

Одной из задач, поставленных организаторами, было определение уровня теоретических и практических знаний членов актива музеев общеобразовательных учреждений в работе с экспозициями и музейной документацией.

Участники готовились к игре по следующим темам:

-  «Мир музеев» (по представленным на фото экспозициям определяли профиль музея);

- «Тайны музейных предметов» (необходимо дать название изображенным на фото музейным предметам и определить их назначение);

- «Музейная документация» (предложенные экспонаты необходимо разделить на предметы научно-вспомогательного и основного фондов и правильно оформить их в книгах поступлений);

- «Филворд» (участники находили  зашифрованные музейные термины и понятия, а также подбирали соответствующие им определения);

- «Этикетаж» (участники самостоятельно оформляли этикетки на предложенные экспонаты).

Ученицы Пахомова Ксения, Сафонова Юлия, Аниканова Юлия, Марченко София, Алексеева Виктория успешно справились со всеми заданиями маршрутной игры и заняли II место.

Руководитель музея – Колесникова Елена Васильевна.

1
1
2
2
3
3
4
4
Диплом 2-е место за игру Музейное дело
Диплом 2-е место за игру Музейное дело

Выставка, посвящённая 100-летию Октябрьской революции в России

В нашем музее была организована выставка, посвящённая 100-летию Октябрьской революции в России.

Великая российская революция 1917 года навсегда останется одним из важнейших событий ХХ века. Невозможно отрицать тот факт, что попытка построения на земле нового справедливого общества изменила пути исторического развития России и оказала громадное влияние на прогресс народов всей планеты.

     События 1917 года имели глубокие корни в истории нашего государства.    Изучение Великой Российской революции и Гражданской войны помогает нам осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, понять важность для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны. Мы должны помнить уроки прошлого и предотвращать внутренние конфликты, способные превращаться в острейшие социальные и межнациональные столкновения, разрывающие и губящие страну.

Выставка была организована учителем изобразительного искусства Масленниковой Еленой Викторовной и руководителем музея Колесниковой Еленой Васильевной. Елена Викторовна подобрала интересный материал для экспозиции: это открытки, почтовые конверты, поздравительная телеграмма, посвящённые празднованию Октябрьской революции, выпущенные в Советский период истории нашего государства. Колесникова Елена Васильевна подобрала материал об истории Октябрьской революции в России.

                                                           Руководитель музея Колесникова Е.В.

 

План проведения экскурсий в музее лицея
на 2017-2018 учебный год
Начальная школа (1-4 классы)

 

Экскурсоводы Тема экскурсии Дни недели Время Место проведения

Бобрышева Мария,

Седых Кристина, Соколова Мария, Халина Ирина

«Юный защитник Родины Стасик Меркулов» По согласованию с классными руководителями По согласованию с классными руководителями Стенды музея в лицее или экскурсия с использованием  компьютерной презентации

Лебедева Екатерина, Пахомова Анастасия,

Масик Мария, Щекина Лада

«Народные промыслы на Курской земле» Кабинет 42. Экскурсия по материалам этнографического уголка.

 

Основная, среднея школа (5-11 классы)

 

Экскурсоводы Тема экскурсии Дни недели Время Место проведения

Никита Сибилёв, Кравченко Дарья,

Джеха София

 «Лицей имени Михаила Алексеевича Булатова» По согласованию с классными руководителями По согласованию с классными руководителями Стенды музея в лицее или экскурсия с использованием  компьютерной презентации
Кутыкина Александра, Умеренкова Анастасия «История школы в годы войны» Стенды музея в лицее
Булатникова Кристина, Татарова Анастасия, Коваленко Елизавета, Афанасьева Александра «История лицея в судьбах выпускников»

Стенды музея в лицее

 

Экскурсоводы музея «Шаги наших побед»

Экскурсия 
«История школы в годы войны»

1. Кутыкина Александра
2. Умеренкова Анастасия

Экскурсия 
«Герой Советского Союза 
Михаил Алексеевич Булатов»

3. Сибилёв Никита
4. Джеха София
5. Кравченко Дарья

Экскурсия
«История лицея в судьбах выпускников»

6. Булатникова Кристина
7. Татарова Анастасия
8. Коваленко Елизавета
9. Афанасьева Александра

Экскурсия
«Народные промыслы Курского края»

10. Лебедева Екатерина 
11. Пахомова Анастасия
12. Масик Мария
13. Щекина Лада

 

История школы в годы Великой Отечественной  войны

 

1      

           

            Экскурсоводы:

             Кутыкина Александра
             Умеренкова Анастасия, ученицы 7В класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускник нашего лицея 2006 года Алексей Пищулин, обучаясь в стенах Курского Государственного Университета, провёл исследование о том, как жила школа №6 в годы Великой Отечественной войны, какими стали судьбы её выпускников. Эта работа стала основой для нашей экскурсии.

В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!

Выпускники 1941 года школы № 6 Борис Шуклин, Константин Ефремов, Степан Антипов, Борис Морозов, Владимир Назаров, Николай Пекарский, Ольга Семёнова, Алевтина Коробова, Марина Шуклина, Галина Кузнецова, Раиса Климова, Ольга Славянова ушли защищать Родину. С учащимися своего класса ушёл на фронт секретарь парторганизации школы, учитель географии Сергей Сергеевич Павлов и пал смертью храбрых в 1941 году.

Вечером 1 ноября 1941 года передовые немецкие части начали входить в город одновременно с севера, юга и запада. Главные силы врага шли по Фатежскому шоссе, затем – к центру города по улице Карла Маркса. Именно здесь, неподалёку от дома № 61 командир истребительного батальона Меркулов Филипп Григорьевич установил не подводивший его «Максим». Рядом был сын. Стасик подготовил пулемётные ленты.

Как только начало светать, отовсюду с визгом полетели фашистские мины и снаряды. Из-за домов и сараев двигались цепи фашистов. По ним открыли ответный огонь. Стасик видел, как падали враги, и ещё энергичнее подносил пулемётные ленты отцу. Когда Филипп Григорьевич, приподнявшись, чтобы переставить пулемёт на новое место, упал замертво, Стасик побежал к нему. Очередь фашистского пулемёта прошила и его. Тяжелораненый в живот и ноги, он вскоре скончался. Так погиб маленький герой, «орлёнок», пионер школы № 6 Стасик Меркулов. В здании самой школы в продолжение тяжелейших для курян 15 месяцев оккупации города немцы держали своих раненых. Возможно, поэтому здание школы уцелело.

8 февраля 1943 года в результате успешно проведённой операции «Звезда», которую осуществляла 60-я армия Воронежского фронта под командованием генерал-майора Ивана Даниловича Черняховского, Курск был освобождён. Над городом, установленное на здании Дома пионеров (ул. Ленина, д.69), использовавшемся немцами для размещения штабов и оккупационной администрации, развивалось победное Красное знамя. Что увидел перед собой воин 322-й стрелковой дивизии, его установивший?

Здание школы № 6, хотя и стояло без окон, всё-таки уцелело при бомбёжках, и не было взорвано. А вот какие впечатления остались у Каплинской А.И., ветерана Великой Отечественной войны, проходившей мимо школы № 6 в день освобождения: «8 февраля был сильный мороз. Наш медсанбат направлялся в Медвенку. Путь пролегал через Курск. Помню, улицы были завалены глубоким снегом и вокруг тишина. Когда продвигались по улице Радищева, увидели немецкие могилы с крестами и касками…».
Раненых, которым требовалась срочная медицинская помощь, было много. В здании школы № 6 развернули операционные.

К 1944 году госпиталь переехал в своё здание, освободив помещение школы № 6. Директором учебного заведения была назначена вернувшаяся из эвакуации Мария Максимовна Малеева. Она организовала коллектив учителей, учащихся и родителей на восстановление школьного здания. Очевидцы тех лет, учителя Богданова М.В., Сидорова Г.И. и завуч школы Вольтман Д.Р. вспоминают: «Проёмы окон были заделаны кирпичом, кое-где оставались просветы для стекла. Отопительная система не работала. В каждом классе была поставлена железная печь с трубой, выведенной в окно. Не было топлива. Учащиеся часто занимались при температуре ниже нуля, чернила замерзали, дети сидели в верхней одежде. Писали на обрывках бумаги: не было тетрадей».

Летом 1944 года учителя школы не пошли в отпуск. Ученические бригады по заготовке топлива корчевали пни на Боевой даче в Курске. Но всё же, зимой 1945 года топлива не хватало и учащиеся 5 – 10 классов ежедневно после уроков отправлялись с санками на железнодорожную ветку в надежде отыскать отработанный торф. Старшеклассники были организованы в ремонтные бригады во главе которых стояли учителя Несмаиных А.С. и Курасовская А.И. Члены бригад окончили курсы штукатуров и своими силами побелили 10000 кв. метров стен и потолков. Позже удалось восстановить паровое отопление и полностью застеклить окна. Школьники вновь сидели за партами, как когда-то в ещё беззаботном 1941-м – довоенном.

По-разному сложилась судьба у выпускников военных лет… Братья Александр и Виктор Птицыны стали отважными лётчиками. Юрий Лукьянчиков, Иван Седых и Владимир Андросов вместе с девушками из мединститута были организованы в диверсионную группу, проводившую работу в оккупированном Курске и его окрестностях. Владимир после войны остался инвалидом. Юрий, вратарь школьной хоккейной команды, погиб. Зоя Маслова была участницей группы сопротивления немецким захватчикам и погибла в немецком концлагере в 1942 году. Прошедшего войну Константина Ефремова ранение сделало инвалидом, он окончил в 1947 году юридический институт и устроился работать адвокатом в Курском облсуде. Лучший друг Кости Николай Рыжков сражался в бронетанковых войсках и получил много правительственных наград, но не вернулся с фронта. Не вернулись с войны и выпускники 1941 года Виталий Савенков, Вячеслав Щебляков, Дмитрий Махов, Вячеслав Шмидт. В Гестапо были расстреляны Илья Гуревич и Александр Корманов. Валентин Каширин сгорел в танке. Те, кто выжил, возвращались в родные стены, чтобы увидеть друзей и рассказать о пережитом. Дошедшие до наших дней истории свято хранятся как дань Великой Победе…

Борис Григорьевич Шуклин, выпускник школы 1941 года, участник Великой Отечественной войны, также как и его одноклассники, прошёл через всю войну. Он сражался за родной Курск в составе 322-й стрелковой дивизии под командованием Перекальского, форсировал Днепр, освобождал узников Освенцима – лагеря смерти; участвовал в крупнейших военных операциях. Борис Григорьевич был награждён орденом Суворова, двумя орденами Великой Отечественной войны. У него более 25 медалей.
После войны Борис Григорьевич закончил Курский Медицинский институт. 5 лет он проработал в Беловском районе хирургом, 20 лет был главным хирургом в областной больнице. Шуклин Борис Григорьевич – кандидат медицинских наук.
Дети Бориса Григорьевича гордятся своим отцом и пошли по его стопам, став медиками. В его семье 15 врачей.

Николай Пекарский почти сразу после окончания школы № 6 в начале августа 1941 года был призван в ряды Красной армии и после краткосрочного обучения на курсах военных техников в составе 308-й офицерской роты стал доставлять поезда с артиллерийскими боеприпасами на многие фронты Великой Отечественной войны. Николай в 18 лет уже был начальником литейных (особой важности) военных поездов. Артснабжение советских войск осуществлялось в основном по железным дорогам, поэтому авиация противника усиленно охотилась за поездами с боеприпасами. Всего за годы войны Николай Пекарский сопроводил на фронт около 70 поездов. До конца 1948 года он продолжал военную службу, а затем вернулся в Курск и посвятил себя профессии учителя, отдав 50 лет жизни работе в сфере народного образования и культуры.

Для Стасика Меркулова, для всех этих молодых ребят и девушек, равно как и для неупомянутых здесь имён, их родная школа составляла часть большого понятия «Родина», ради которого они готовы были умереть и многие отдали свои жизни. Таких историй человеческих судеб, развивавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, миллионы. Мы открыли только несколько.

Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава...
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы,
Ведь память жива!

Они помнят походы и дальние страны,
И простые, от сердца, народа слова.
Помнят лица друзей, уходивших так рано.
Их слова и улыбки –
Ведь память жива!

Они помнят весну 45-го года...
Закружилась от счастья тогда голова!
Не узнали её те, что гибли в походах,
Но всё помнят друзья их,
Ведь память жива!

Эта память с корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва...
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива!

 

Лицей имени Михаила Алексеевича Булатова

 

2 

                 Экскурсоводы:

                 Джеха София,
                 Кравченко Дарья,
                 Сибилёв Никита.

 

 

 

 

 

 

 

 

Полное название нашего лицея «Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Лицей №6 имени М. А. Булатова». Об этом человеке мы и хотим рассказать.

Михаил Алексеевич стал Героем Советского Союза в двадцать лет… В Калининграде в его честь установлен обелиск, в этом городе его именем названы улица и школа. Он говорит: «На войне особо суровой мерой измеряется мужество и совесть человеческая. Кажется, стоит чуть-чуть поберечь себя – и ты спасён. Но спасён ценою жизни других: кому-то нужно пройти эти страшные метры, а значит погибнуть, потому что ещё ни один рубеж в мире не был взят без жертв».

В конце марта 1943 года, вместе с новым пополнением, еще совсем молодым солдатом Михаил Алексеевич Булатов впервые попал на фронт в саперное подразделение 235-й стрелковой дивизии. В составе этой дивизии и прошел всю войну.

Подразделение, в котором служил Михаил Алексеевич, дислоцировалось возле деревни Вяжи на реке Зуша и принимало участие в боевых действиях на Курской дуге. В задачи старшего сержанта Булатова входили установление минно-проволочных заграждений и проведение инженерной разведки. С началом контрнаступления немцев Булатов наводил штурмовые мосты через Зушу. Иногда выбитые авианалётами звенья мостов, сапёрам приходилось заменять собой: бойцы брали опоры на плечи, пока другие солдаты преодолевали водную преграду. За участие в Курской битве Булатов был награждён орденом Красной Звезды.

За участие в Белорусской операции, в боях под Витебском в июне 1944 года, Михаил Алексеевич, был удостоен ордена Славы 3-й степени за смелые и решительные действия в ходе проведения разведки боем, а чуть позже получил орден Славы 2-й степени за успешное выполнение боевой задачи.

За сопровождение танков при форсировании реки Лиелупе в Латвии в октябре 1944 Булатов был награждён вторым орденом Красной Звезды.

Главный свой подвиг Михаил Алексеевич Булатов совершил в Восточной Пруссии, у Кёнигсберга (ныне – Калининград). Это была первоклассная крепость со 130-тысячным гарнизоном и огромным арсеналом оружия. Вокруг – мощные оборонительные сооружения.

К городу вела лишь одна дорога, вокруг непроходимые в это время года топи. И эта узкая лента шоссе заминирована. Старший сержант Булатов получил приказ произвести инженерную разведку шоссе Кёнигсберг–Раушен. «Какой подвиг? – говорит Михаил Алексеевич. – Я шел выполнять свою работу. Был приказ и понимание, что его выполнения ждет все наступление. Ослушаться равносильно предательству».

Ранним апрельским утром, когда над землей стелился густой туман, командир отделения и с ним трое бойцов по-пластунски подползли к шоссе. Но тут раздались пулеметные очереди. Немцы обнаружили группу. «Одного солдата убили, двоих ранили, – рассказывает Михаил Алексеевич. – Раненым я приказал возвращаться. Но сам повернуть не мог – другого шанса открыть шоссе могло и не представиться».

Ползком по придорожному кювету, прячась за редкими деревьями, сержант все же пробрался к заветному участку. Говорит, обязан жизнью прибалтийской природе – клочья апрельского тумана скрыли его от стрелков.

Полотно шоссе выглядело монолитным, но опытный глаз сапера заметил в одном месте подозрительные трещины. Кусок асфальта удалось приподнять. Отвалив его, сапер на миг замер: в насыпь была вкопана авиационная бомба весом не менее ста килограммов. От нее шли провода – скинув оцепенение, сержант быстро нашёл и обезвредил взрыватель.
Бомбу оставил на месте – без детонатора она не опасна. Огляделся – через несколько метров еще одна трещина в дорожном полотне! Фугасы были расположены таким образом, что если бы взорвался один – сдетонировали остальные. Всего их было 24, это почти 2,5 тонны взрывчатки. «Рвани они – и дороги бы просто не стало», – поясняет Михаил Алексеевич.

Темно, хоть глаз коли! Но до рассвета
Мы ждать не будем – дорог каждый час.
Спасибо, хоть немецкие ракеты
Порою зыбко освещают нас.

Углём древесным камуфляж на лицах,
Из снаряженья – только лишь ножи.
Тут, главное, успеть с землёю слиться:
Успел приникнуть – может, будешь жив...

Любая кочка – смерть потенциально!
Пока проверишь – семь сойдёт потов...
Но, Боже! Как же нерационально
Мы тратим жизнь... неведомо на что!

А, впрочем, тратим так, как надо Богу...
(Помилуй, Боже! Я Душой с тобой!..)
Мы для танкистов делаем дорогу,
А завтра – бой...Точней, сегодня – бой!

Задача наша – сделать так, как надо!
Удача наша – возвратиться вновь!
Награда... Да какая там награда?
Награда – жить!.. Не проливая кровь.

Когда ж конец? Ну, сколько можно, хватит!
(Не горячись... Не мне тебя учить...
Таких, как мы – не лечат в медсанбате:
Хоронят сразу... Некого – лечить!)

Ещё одна! Двадцатая по счёту!
Устали руки... Как же нелегко!
Зато потом – и танки, и пехота...
Ага, опять... Ну, славтебе..."очко"!

Напарник, стой... Окопы немца – рядом.
Свет зажигалки... тихий разговор...
...Так, что ты там?.. Не трожь... Я – сам... Не надо!..
(Встречай нас, Боже!.. Вышел перебор...)
(Александр Иванов)

Сапер не чувствовал ни холода, ни усталости – работал «на автомате»: заметил неровность, приподнял асфальт, обезвредил... Сколько раз за это время в него стреляли, уже не помнит. Взрыватель от последней мины прихватил как трофей. Вернувшись в часть, проспал почти сутки – операция отняла все силы.

Неприступная крепость пала. Уже в завоеванном городе старшего сержанта настигла новость – указом Президиума Верховного Совета СССР он удостоен высшей государственной награды. Медаль Героя Советского Союза Михаил Булатов принимал из рук командующего 3-м Белорусским фронтом маршала Василевского. Прославленный полководец, по натуре сдержанный, увидев перед собой совсем молодого 20-летнего бойца, отошел от устава: похлопал по плечу и обнял, словно родного.

...Несколько лет назад Михаилу Алексеевичу довелось побывать в Калининграде на праздновании 45-летия штурма. Незабываем момент, когда он, ветеран, уже в летах, полковник в отставке, оказался на перекрестке Советского проспекта и улицы Полецкого. Нежданной оказалась встреча с обелиском, установленным персонально в честь Героя Советского Союза старшего сержанта М.А. Булатова. Скуп фронтовик на выражение своих чувств, но тут запершило в горле, увлажнились глаза — не каждому, даже герою, оказывается такая честь.

Фамилия Михаила Алексеевича Булатова выбита на стеле «Героям Курянам» на Красной площади.

21 сентября 2005 года Михаилу Алексеевичу Булатову было присвоено звание «Почётный гражданин города Курска».

В 2000 году Михаил Алексеевич Булатов стал лауреатом первого Курского областного конкурса общественного признания «Человек года».

8 октября 2014 года имя Героя Советского Союза, почётного гражданина Курска и Калининграда Михаила Алексеевича Булатова было присвоено муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лицей № 6» города Курска.

Мы славим наших ветеранов,
Достойных чести и любви!
Пускай поменьше ноют раны,
Поют подольше соловьи,
Пусть годы их светло текут,
И хорошо они живут...
(И. Яворовская)

Михаил Алексеевич Булатов говорит: «Россия всегда была сильна честью и доблестью своей армии. Встречаясь с юными курянами, которым предстоит служба в армии, я рассказываю им о том, что пережил сам. Счастье – не в награде за доблесть, а в самой доблести. Если мысли об Отечестве перестают быть единственным побудительным поводом к храбрости, мужеству и другим воинским доблестям, то дух защитников постепенно истребляется, а ведь именно он составляет силу народа. Настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии».

 

 История лицея в судьбах выпускников

 

4     

             Экскурсоводы: 
             Татарова Анастасия,
              Коваленко Елизавета,
              Булатникова Кристина,
              Афанасьева Александра,
              учащиеся 7 В класса

 

 

 

 

 

 

 

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и побед.

Им не хватает этих встреч нечастых,
И сколько им ни минуло бы лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.

Скоро наш лицей отпразднует 100-летний юбилей! Школа гордится своими выпускниками. За годы своего существования она дала путёвку в жизнь 9 тысячам юношей и девушек. Более 300 из них стали кандидатами наук. 80 – докторами наук. Бывшие ученики школы № 6 ныне ректоры крупнейших ВУЗов Москвы и Петербурга, учёные с мировыми именами, известные артисты, деятели культуры и искусства, учителя, врачи и инженеры. Все они с огромной благодарностью и уважением относятся к родной школе, к своим учителям.

8 обучающихся школы удостоены премии Президента РФ по поддержке талантливой молодёжи. Особо хочется отметить следующих учащихся.

В 2008 году школу закончила Малышева Елена – победитель Всероссийской олимпиады по биологии, бронзовый призёр Международной олимпиады. Успехи Елены были достигнуты вдумчивой учёбой, основу которой определяла и направляла Кожанова Татьяна Леонидовна. Елена стала Лауреатом премии Президента по поддержке талантливой молодёжи 2008 года.
Плохих Игорь – победитель Всероссийской предметной олимпиады по химии – 2009, 2010гг., бронзовый призёр Международной олимпиады. Все его достижения определялись специализированной предметной подготовкой учителя химии Кожановой Эльзы Алексеевны.

Беседина Алина – выпускница школы №6 2003 года. Награждена премией Президента в 2002 году по итогам международной научно-практической конференции «Старт в науку».

В 2006 году лицей окончил Карамышев Николай Викторович. Мастер спорта международного класса. Поступил в Курский Государственный Университет на факультет «Экономика и управление». В 2011 году отлично защитил диплом специалиста. Николай занимается автомобильным спортом и с 2008 года представляет Россию на международных соревнованиях. В 2011 году Николай перенёс тяжёлую травму, но вернулся в большой спорт. Он стал первым в истории СССР и новой России чемпионом Европы в кольцевых автогонках.

Наш лицей закончила и сестра Николая Карамышева Анастасия. Настя является героиней энциклопедии «Одарённые дети – будущее России». В 2009 году дошла до финала российского этапа детского песенного конкурса «Евровидение», где с песней «Кукушечка» заняла третье место.

Ломакин Алексей Юрьевич. Кандидат биологических наук. Выпускник школы 2001 года. В 2006 году с отличием закончил КГУ, а в 2009 году – аспирант МГУ им. Ломоносова. В конце 2010-го года был принят в качестве старшего научного сотрудника на кафедру клеточной биологии медицинского факультета Гарвардского университета в Бостоне, США. Получил именную стипендию и официальный титул члена Американского общества по изучению лейкемии и лимфомы. Биография Алексея Юрьевича вошла в международную энциклопедию «Кто есть кто в мире».

Пищулин Алексей закончил школу в 2006 году. Алексей учился в Курском Государственном университете на факультете Информационно-вычислительной техники. Во время обучения в университете являлся неоднократным номинантом и лауреатом ежегодной университетской премии «Успех». Обучаясь в Университете, Алексей провёл исследование «КУРСКАЯ ШКОЛА № 6 в 1941-1945гг. И ФРОНТОВЫЕ СУДЬБЫ ЕЁ ВЫПУСКНИКОВ». Эта работа стала основой для одной из наших экскурсий.

Харзеев Дмитрий Эдуардович. Известный физик-теоретик, профессор физики в Университете Стони Брук и старший научный сотрудник Брукхейвенской национальной лаборатории на Лонг-Айленде, Нью-Йорк, один из десяти профессоров – основателей Сколковского института науки и технологий.

Серебровский Вадим Владимирович доктор технических наук. После окончания школы поступил в Московский Государственный технический институт имени Баумана и закончил его в 1994 году. Имя Вадима Владимировича Серебровского занесено в энциклопедию «Учёные России».

Маркелов Михаил Юрьевич. После окончания школы в 1981 году, поступил в Курский медицинский институт на фармацевтический факультет. В 1986 году закончил его с отличием. С 2011 года – Михаил Юрьевич является директором Федерального государственного бюджетного учреждения «Информационно-методический центр по экспертизе, учёту и анализу средств медицинского применения». Михаил Юрьевич доктор биологических наук, заслуженный деятель науки и образования, участник энциклопедии «Учёные России».

Кочинова (Сидоренко) Ольга Фёдоровна. Выпускница 1969 года. После окончания школы поступила в Воронежский государственный университет на химический факультет. Ольга Фёдоровна защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата фармацевтических наук. Она имеет почётное звание «Передовик научно-технического творчества Курской области».

Среди выпускников школы много талантливых врачей. Сейчас они работают в клиниках Курска и в других городах страны. Это Заикина Ирина Дмитриевна – хирург;
Старобинский Игорь Владимирович – врач рентгенолог;

Новикова Людмила Александровна – заслуженный врач Российской Федерации, специалист по ультразвуковой диагностике;

Швейнова Татьяна Михайловна – 20 лет работала анестезиологом-реаниматологом;

Черткова Марина Николаевна – врач эндокринолог.

Куда ушло то время,
Те 45 минут,
Конца которых дети
Всегда с надеждой ждут?
Теперь мы понимаем
Всю прелесть этих дней.
О, школа, наша школа,
Как мы грустим о ней.

Некоторые выпускники школы №6 стали известными музыкантами, актёрами, литераторами.

Кунавина Анна Вениаминовна – заслуженный работник культуры, руководитель фольклорного ансамбля «Ларец». Ансамбль исполняет песни Курской области и успешно выступал в Дании, Голландии, Германии, участник международных фестивалей различного уровня.

Братья Михаил и Андрей Ивановы – яркие и оригинальные представители российского джаза. Они стали обладателями Гран-при «Европейского джазового конкурса» в Брюсселе. Их совместный проект с пианистом Денисом Мацуевым стал жемчужиной российской музыкальной культуры XXI века.

Макарова Ольга Владимировна – лауреат III и IV-го Всесоюзных фестивалей художественного творчества трудящихся. С 2007 года Ольга Владимировна возглавила Курское областное отделение Международного фонда славянской письменности и культуры. В 2007 году удостоена Знаменской медали II-й степени Курской епархии Русской православной церкви.

Припачкин Игорь Александрович – учился в нашей школе с 1971 по 1981 год. Кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации – директор Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки.

Этой удивительной женщине – курской писательнице, журналистке Тамаре Анатольевне Гриве поэт Лев Боченков посвятил такие строки:
По сердцу мне твои записки.
Светло, тепло, по-журналистски
Ты описала все места.
И, как тебе, мне стали близки
Музеи, страны, города,
Соборы, храмы, обелиски…
Их неземная красота.
И как «лягушке» и туристке
Тебе поклон за это низкий
И сил на долгие года.

Тамара Анатольевна Грива – член Союза журналистов России, Почётный работник культуры и искусства Курской области, трижды лауреат премии имени Овечкина Курского Союза журналистов, «Человек года – 2009» областного конкурса общественного признания «Курская антоновка в номинации «Лучшая публикация года» за книгу «Дорогие мои земляки». Награждена золотой медалью Российского фонда мира.

Тамара Анатольевна – автор многих статей в краеведческих изданиях, составитель-редактор книг «Курск. Портрет любимого города», «Открылась бездна звёзд полна», «Записки лягушки-путешественницы», «Память сердца» и других.

Скляр Игорь Борисович – Народный артист Российской Федерации; закончил нашу школу в 1975 году. Он говорит о своём творчестве: «Актёрское дело – не лицедейство, а психологическое человековедение. Этому можно учиться всю жизнь».

Первый фильм, в котором дебютировал Игорь Скляр – «Юнга Северного флота». Но по-настоящему, актёр дебютировал в музыкальном фильме режиссёра Николая Ковальского «Только в мюзик-холле», затем снялся в картине «Берегите женщин», имевшей успех благодаря песням Юрия Антонова. Но слава пришла к молодому артисту в 1984 году, когда на экраны вышел фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза». Композитор Юрий Саульский заметил о Скляре: «Его широкая, удивительно добрая улыбка стала как бы камертоном этой картины. С первого взгляда заметна его любовь к музыке: в том, как он садится за рояль, как поёт, как двигается, видно, что он живёт музыкой». Позднее вышли другие фильмы с участием актёра.

А когда Игорь Скляр спел песню Игоря Николаева «Комарово», то его статус можно было назвать звёздным.

В последние годы Игорь Скляр много снимается в сериалах и фильмах.

В ВУЗах нашего города работают выпускники школы №6:

Бобунова Мария Александровна – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, преподаватель Курского государственного университета.
Барсуков Максим Васильевич – кандидат экономических наук, доцент Курского государственного университета.
Попов Юрий Алексеевич – преподаватель Юго-Западного государственного университета, отмечен Почётной грамотой министерства образования Российской Федерации.
Иванова Татьяна Семёновна – кандидат медицинских наук, врач высшей категории, доцент Курского медицинского университета.
Шамардина Юлия Александровна – кандидат сельскохозяйственных наук. Сейчас работает начальником отдела охраны труда ЗАО «КОНТИ-РУС».

У нас в лицее учатся дети и внуки этих выпускников прошлых лет.

Этот стенд посвящён преподавателям Курского государственного медицинского университета, выпускникам нашей школы.

Яковлева Елена Александровна – заместитель декана лечебного факультета Курского государственного медицинского университета.
Калуцкий Павел Вячеславович – проректор по научной работе и инновациям, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии.
Сафронова Ирина Александровна. Она рассказывает, что любовь к химии ей привила Кожанова Эльза Алексеевна. С 1987 года Ирина Александровна работает в КГМУ преподавателем.
Михин Вадим Петрович – профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой.
Коломоец Ирина Игоревна – доцент кафедры медицины катастроф, кандидат фармацевтических наук.

«И пока есть такие сыны у России,
Есть кому постоять за порядок в ней, есть!»
(Е. Грязнов)
Работа в полиции особая: человек всегда на виду. Его рабочее место бывает и на улицах, и в квартирах, и во дворах. И поэтому первым, если пришла беда, слышит зов о помощи, спешит туда, где нужен. Каким же должен быть человек, чья «служба и опасна, и трудна»? Конечно, в первую очередь – любящий людей, справедливый, честный. И мы уверены, что наши выпускники являются именно такими людьми.

Человек в форме отвечает не только за себя, а за всех своих товарищей. И никого нельзя подвести. С этого и начинается любовь к профессии, а подкрепляется она успешно раскрытыми преступлениями, благодарными улыбками защищённых тобой людей.

Паньков Кирилл Игоревич – работает в прокуратуре Курского района Курской области.
Головин Дмитрий Иванович – оперуполномоченный по особо важным делам Управления Уголовного Розыска УМВД России по Курской области.
Кутыкин Денис Владиславович – заместитель начальника уголовного розыска.
Осипов Вячеслав Алексеевич проходил службу в особых условиях на Северном Кавказе. В настоящее время – подполковник внутренней службы.

Те выпускники, которые закончили нашу школу и сегодня работающие в полиции, – по-настоящему смелые, преданные своей профессии люди. И каждый год, выходя из стен лицея, некоторые юноши выбирают для себя эту опасную и трудную службу.

Есть такая профессия – Родину защищать! Русские офицеры – это гордость и слава нашей армии и, конечно же, России. Во все времена эти люди были на вечной страже интересов собственной страны и всегда, несмотря на постоянные лишения и неудобства, своей грудью защищали ее жителей. Именно поэтому, офицер – это даже не профессия, а призвание. И в российской армии они служат, а не работают. Жизнь офицеров и их семей нельзя назвать безоблачной и легкой. Но, несмотря ни на что, они показывают пример преданности и чести.
Владимир Николаевич Верютин – выпускник школы №6, в органах госбезопасности служит с 1983 года. Работал 4 года (до 3 января 2014 г.) начальником главного контрольного управления президента. Имеет звание «Почетный сотрудник контрразведки».

В нашем лицее обучалась династия военнослужащих. Денисов Андрей Валентинович – председатель правления Курской Региональной Общественной Организации «Ветеранов-Кремлёвцев». По его стопам служения Родине пошли и два сына – выпускники школы №6 – Владимир и Иван.

Учитель – это много или мало?
Чего достиг он в этой жизни сам?
Каким событиям когда-то дал начало
Судите по его ученикам.

 

Художественные и кустарные промыслы на Курской земле

 

55

     Экскурсоводы:
     Лебедева Екатерина,
     Щекина Лада,
     Соколова Мария,
     Пахомова Анастасия,
     учащиеся 7В класса

 

 

 

 

 

 

 

 

Необычайно богат и разнообразен мир художественного творчества человека, который своё стремление к прекрасному отражал и в материальной деятельности, связанной прежде всего с созданием предметов быта. Особенности жизни народа, местные, национальные условия и традиции определили специфику художественной деятельности человека, выразились в складывании и развитии определенных художественных промыслов. Так появились «гжельская керамика», «вологодские кружева», «жостовский поднос» и т. д.

Народное искусство каждого региона нашей страны, опираясь на местные, художественные традиции, имело свои характерные черты. В каждом районе были свои специфические особенности, традиционные для данной местности.

Носитель местной традиции – народный мастер, со своими ценностями, жизненным укладом. Для понимания региональных особенностей декоративно-прикладного творчества необходимо понимать многовековые традиционные методы обучения и воспитания. Исторически выверенные, эти методы всегда были источником и воспитания, и духовности, и нравственности, гарантом стабильности в обществе.

Народное декоративно-прикладное творчество Курского края является частью народного творчества России. Очень важно знать традиционную культуру своего народа, в том числе и народного декоративно-прикладного творчества, как её части.

Народные художественные традиции Центрального Черноземья имеют историческое развитие, специфические культурно-демографические особенности.

С давних пор в Курском крае существовали различные промыслы:
• кожевенный, сапожный;
• кушачный;
• бондарный;
• экипажный;
• сундучный;
• иконописный;
• гончарный;
• расписной игрушки-свистульки.

Курские гончары, кожевники, сапожники, иконописцы славились мастерством далеко за пределами своей губернии. Большое количество кустарных изделий вывозилось на Украину, в Москву, Нижний Новгород и даже за границу. В Обоянском и Суджанском уездах почти всё население занималось ковровым ткачеством; курские ковры были известны не только в России, но и в странах Западной Европы. Они неоднократно экспонировались на международных выставках.

Богато и разнообразно народное искусство Курской области. Из года в год усиливается интерес к этому массовому, поистине всеобщему творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам гармонии и красоты свое непосредственное окружение.

Многие произведения народного искусства поражают простотой и лаконичностью, служат великолепными образцами использования обычных, повсеместно распространенных материалов.

Курский край богат талантами. Удивительный пласт художественной культуры представляют промыслы и декоративно-прикладное творчество, являясь воплощением многовековых традиций народного искусства.

Гончарный промысел – один из самых старейших на курской земле. Некоторые сёла получили название как существовавшие промыслом – слобода Гончарная Суджанского уезда. Несколько веков изделия изготавливались в громадных количествах и сбывались на степных и южных рынках. Но уже со второй половины XIX века промысел начать утрачивать своё значение. Истощение глинищ, их запахивание, сокращение лесов и подорожание дров, необходимых для обжига, появление на местных базарах привозных изделий способствовали его упадку. К началу XX века как постоянное занятие ремесло сохранилось в немногих сёлах Курского и Суджанского уездов.

Кроме гончарной посуды, игрушек кустарями изготавливались кафель и кирпич. На частно-владельческих заводах Суджи, Рыльска, Дмитриева выпускалась черепица.

Расцвет курских гончарных промыслов пришелся на конец XVIII – начало XIX века. Курская губерния по мощности их развития занимала в России третье место после Московской с центром в Гжели и Рязанской с центром в Скопине. По архивным данным, на ее территории, включавшей в то время и современную Белгородскую область, насчитывалось 15 населенных пунктов, где мастера работали с глиной.

Для нынешних курян наибольший интерес представляет сохранившийся художественный промысел – кожлянская игрушка.

Ещё в начале ХХ века её делали не менее чем в 120 дворах села Кожля Льговского уезда (всего в селе было 400 дворов). Этим ремеслом больше занимались в межсезонье, когда кончались полевые работы. Мужчины делали кувшины на гончарном круге, а женщины и дети лепили игрушки-свистульки. Обучались этому ремеслу с раннего детства, ремесло передавали по наследству.

Кожлянская игрушка
Ребятам всем подружка.
Путь, чтоб сделать ее – длинный.
Она лепится из глины.
В печь затем ее кладут,
И огнем часами жгут,
Чтоб была прочна, игрива,
И певуча и красива.
Она с виду хороша.
У нее есть и душа –
Курская, раздольная,
Словно, ветер вольная.
В ней звучат все голоса:
Реки, птицы и леса.
С ней не скучно никогда –
С ней играются всегда:
И в избе, и во дворе,
И весной, и в декабре.
Радует она сердца
Девицы и молодца.

Мир сюжетов кожлянской игрушки – конь, корова, собака, кошка, петух, кавалер и барышня, всадники на конях, фантастические животные. Всё это – свистульки – каждая со своим голосом.

Кожлянская игрушка славилась и за пределами Курской губернии. Её скупали купцы и увозили в разные города. Стоила игрушка копейку, меняли её на куриное яйцо.

«Кожлянские свистуны» вывозили в Курск, Льгов, Обоянь, Фатеж. Они пользовались большой популярностью в южных губерниях – говорят, доходили до Персии и Турции.

Игрушка – самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой живой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через игрушку передается социальный и культурный опыт, формируются нравственные и эстетические представления.

В настоящее время в Курской области промысел кожлянской игрушки сохраняется и возрождается.

Жители деревни Кожля говорят, что они делают горшки «зъвику» и никто не помнит, как научились гончарству. Дроняевцы присваивают пальму первенства в этом искусстве себе. О производительности труда горшечников свидетельствует следующий факт: средний горн в 500 горшков обжигается в течение суток.

Исследователи народного быта считают горшок одним из самых ритуальных предметов домашней утвари. В народных поверьях он осмыслялся как живое существо. Покупая горшок, хозяйка старалась определить: является он горшком или «горшицей». Горшки широко использовались в обрядовых действиях. Горшки использовались как обереги. Чтобы уберечь кур и цыплят от ворон и ястребов, в Великий четверг, до восхода солнца, когда особенно сильны колдовские чары, на забор вешали вверх дном старые горшки.

Иконописный промысел возник в XVIII столетии в селе Борисовка Грайворонского уезда при Богородицко-Тихвинском женском монастыре, основанном в 1710 году в память полтавской победы генерал-фельдмаршалом В.П. Шереметьевым, приславшим из Петербурга живописца Игнатьева, а потом и других для иконописных работ в монастырских церквах и для обучения местных жителей. В конце XVIII – начале XIX века Борисовские иконы имели хороший сбыт за пределами губернии. Художник Боровиковский до 1786 года учился в селе Борисовка. Кроме иконописи было развито 40 художественных промыслов: лозоплетение, вышивка, ткачество (на всю Россию славились Борисовские «камчатые» скатерти), расписная керамика, золочение по металлу, кожевенное, кузнечное, столярное дело и др.

Графы Шереметьевы имели в Петербурге хор певчих, в который набирали мальчиков из своих имений, преимущественно из Борисовки. Из этих мальчиков вышли: известный композитор и регент придворной капеллы Ломакин, пианист Игнатьев. Некоторые из этих певчих, теряя голос, по призванию поступали в Академию художеств. Это художники Игнатьев, Гавенко, Хвостенко.

В период процветания промысла преобладали мастера-«красочники», то есть способные в красках изобразить всю икону – в «одежде», с одним или несколькими ликами. «Личкунов», то есть мелких мастеров, которые умели изображать на иконе лицо и руки, было немного, их работа проходила под наблюдением опытного «красочника» и не имела самостоятельного значения.

К концу XIX века губернское и Грайворонское земство предлагали устроить в селе Борисовка особую школу живописи. В этом проекте приняла участие и Академия художеств. Проект школы и программы обучения были разработаны при содействии художника К.А. Трутовского.

Учебная иконописная мастерская была открыта 24 июля 1902 года. В неё принимали детей 10-14 лет, получавших по окончании звание мастера-иконописца. В программу входили преподавание иконописания по лучшим образцам Киевского, Новгородского, Московского, Строгоновского, Византийского стилей. Изучались предметы: рисование, живопись, священная история, Богослужение, церковная археология, церковная иконография.

В 1905 году 28 учеников мастерской исполняли заказы по живописным и иконописным работам и росписи стен храмов. В этом же году в Борисовке числилось около 9000 иконописцев.

С иконным промыслом были связаны киотный, позолотный и иконоотдельческий. Как организованное предприятие иконоотдельческий промысел существовал в Курском Свято-Троицком и Белгородском женских монастырях.

Корзиночный или рогозный промысел основали крестьяне, отправлявшиеся на заработки в южные губернии. Таким образом возник корзиночный промысел в Куриловке Суджанского уезда, сёлах Бочаровка и Гравороть Старооскольского уезда. Производство лозовых и соломенных изделий было в уездном селе Нижнедевицкое. Учебные и кустарные мастерские действовали с городе Суджа, посёлке Фатеж, в некоторых сёлах Курского уезда – деревне Анахино, местечке Моква.

Ткацкий промысел большей частью удовлетворял домашние потребности населения. Им занимались повсеместно. Изготовлялось полотно, холст, рушники, полотенца, скатерти, простое сукно, рукава для рубашек, кушаки, пояса, плахты, ковры, попоны, дорожки.
В 1905 году работало три земских мастерских – две общие в городе Судже и слободе Орлик Старооскольского уезда и ковровая в деревне Косторной Суджанского уезда.

Плетение кружев и вышивание – самые незначительные, по существу, случайные промыслы. Наиболее развиты они были в Щигровском и Фатежском уездах и слободе Белой Суджанского уезда. В 1905 году в Щиграх была устроена и некоторое время работала школа кружевниц.

В заключение надо отметить, что культуры не должны быть изолированы друг от друга, они должны взаимодействовать, взаимообогащаться. Но нельзя допускать, чтобы культура, пусть даже отдельно взятого региона, области, края растворилась, исчезла, потеряла свою самобытность.

Русская культура и искусство будут жить, пока будет жив русский народ.

 

Наша земля не раз подвергалась нападениям и чтобы защищать ее границы, наши воины, наши отважные солдаты, не жалея своих сил, защищали грудью и ценой собственной жизни свою Родину, нашу с вами землю. 

Те, кто с доблестью и отвагой защищал нашу страну, достойны того, чтобы их подвиги воспринимались как легенды. Их имена надопомнить всегда. И всегда помнить о тех, кто отдал жизнь за свою Родину. 

Часто говоря о защитниках Родины, вспоминаются нам те, кто воевал в Великой Отечественной войне. Те, кто руководствовался единой целью и стремлением победить.

24 октября учащиеся 8Г класса приняли участие в конкурсе экскурсоводов «Хранители памяти» в рамках реализации городской воспитательной программы «Школа музейных наук».

Это Фанина ОльгаМарченко СофияМитюшкина МарияПанова ЕлизаветаДмитракова АнастасияЗвягина Анна.

Организатором  конкурса  является МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска»

Девочки рассказали о подвиге юного героя – Стасика Меркулова, ученике нашей школы №6 и его отце –Филиппе Григорьевиче, который был командиром пулеметного отделения 6-й роты Ленинского полка народного ополчения.   Они погибли как настоящие герои, защищая наш город от наступавших фашистских полчищ 2-го ноября 1941 года. 

Их общая могила под номером 198 находитсяна Мемориале Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 года.

Наша команда в конкурсе заняла второе место и была награждена Грамотой, а все участники получили сертификаты.

Руководитель музея – Колесникова Елена Васильевна