Лицей вошел в рейтинг 500 лучших школ России по итогам образовательной деятельности в 2016 году, в ТОП-200 российских школ, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся, является федеральной стажировочной площадкой

Медицинская служба. Охрана здоровья учащихся

Медицинская служба лицея отвечает за:

                              - ежегодные медицинские осмотры учащихся:

510    - работу с диспансерной группой учащихся,

    - проведение профилактических прививок,

    - ежегодные флюорографические обследования сотрудников школы и учащихся

 

 

Медицинское обслуживание

Медицинское обслуживание учащихся в лицее обеспечивается на договорной основе медицинским персоналом Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Курская городская больница № 2» комитета здравоохранения Курской области

 

График работы:

Ежедневно с 9:00 до 17:00 ,

выходной – суббота, воскресенье.

15 октября - Всемирный день чистых рук

Грязные руки могут стать причиной гриппа, ОРВИ, гепатита А, дизентерии, сальмонеллеза.

Здоровье человека начинается с чистоты рук. Известно, что 80% всех инфекционных заболеваний передается контактным путем. Грязные или плохо вымытые руки могут стать причиной гриппа, ОРВИ, гепатита А, дизентерии, сальмонеллеза  и целого ряда других опасных вирусных заболеваний, кишечных расстройств и аллергий, поэтому регулярное и правильное мытье рук является одним из важнейших аспектов личной гигиены.

Если бы все жители земного шара часто и правильно мыли руки с мылом, это помогло бы предотвратить более миллиона случаев инфекционных заболеваний каждый год. О таком простом, но эффективном методе профилактики 15 октября, во Всемирный день чистых рук, населению напоминает организация, которая стоит на страже здоровья.

Респираторные инфекции, бактерии и вирусы, вызывающие желудочно-кишечные расстройства и прочие инфекционные заболевания, очень часто передаются от одного человека к другому через руки и поверхности предметов, к которым мы прикасаемся. Самым простым и при этом самым эффективным способом борьбы с микробами является поддержание чистоты рук.

Очень важно тщательно мыть руки с мылом после посещения туалета ,перед едой,  перед приготовлением пищи, т.к. патогенные микробы с грязных рук могут вместе с пищей попасть в организм человека. После прикосновения к сырому мясу или рыбе и после обработки сырых продуктов питания тоже необходимо тщательно вымыть руки, т.к. на таких продуктах микробы и вирусы размножаются особенно быстро.

Особенно тщательно нужно мыть руки после того, как вынесли мусор, после прикосновения к деньгам, после контакта с животными, грязной обувью или грязной тряпкой, а также всегда, когда руки выглядят нечистыми или имеют посторонний запах.

Ученые обнаружили, что у тех, кто занимается физическим трудом, руки гораздо чище, чем у офисных работников, а в рейтинге самых зараженных микробами бытовых предметов лидируют телефонная трубка (в т.ч. мобильный телефон), письменный стол, клавиатура и мышь компьютера – как раз то, чем пользуются в офисах.

Важно знать: здоровье – в наших руках!

Следует помнить, что мыть руки с мылом нужно не менее 15–30 секунд, хорошо промывая не только ладони, но и промежутки между пальцев, около ногтей, под ногтями – в этих местах обычно скапливается больше всего бактерий. При этом желательно не пользоваться кусковым мылом в общественном туалете и ни в коем случае – общественным полотенцем. Дома же, если мыло кусковое, не стоит забывать ополаскивать его водой, а не класть в мыльницу сразу после того, как намылили руки. Регулярно нужно мыть носик дозатора жидкого мыла – на нем тоже скапливаются бактерии. И естественно, полотенце для рук нужно менять ежедневно.

 Регулярное мытье рук с мылом помогает удалить с них значительное количество бактерий, но, к сожалению, далеко не все. Даже после самого тщательного мытья с мылом на руках все-таки остается часть патогенной микрофлоры. В решении этой проблемы помогут современные антибактериальные средства для рук . Антисептическая обработка и дезинфекция рук антибактериальными средствами поможет эффективно защитить организм от опасных инфекций и обеспечить чистоту рук в любой ситуации: и дома, когда есть вода, и в дороге, когда вода недоступна.

 До сих пор не многие из нас задумываются, что даже обычное дружеское рукопожатие может таить в себе опасность и передать болезнетворные организмы из рук в руки проще простого, сделать это можно элементарно, особенно сейчас, во время сезонного подъема заболеваемости ОРВИ.

«Чистые руки – залог здоровья» – эту нехитрую формулу врачи советуют не забывать.

 

512

 


         В лицее оборудован кабинет врача и медицинский процедурный кабинет

 Рекомендации родителям  по укреплению здоровья детей летом

Санбюллетень Витамины и здоровье

 

000001
000001
1m
1m
4m
4m
5m
5m
391
391
full_A2-0253
full_A2-0253
nemnogo_o_tuberkuleze_plakat_a2
nemnogo_o_tuberkuleze_plakat_a2
norovirus_a3_cs3_00000002
norovirus_a3_cs3_00000002
oki_0
oki_0
slide_8
slide_8
stend-gepatit-60h90-3000-rub
stend-gepatit-60h90-3000-rub

Всемирный день здоровья 2018

Памятка Здоровье для всех

Памятка Формула здоровья

Памятка по профилактике ГРИППА для родителей

Памятка по профилактике свиного ГРИППА у детей

Памятка по правилам ношения медицинской маски

Буклет профилактика туберкулеза среди детей и подростков

 О мерах профилактики энтеровирусной инфекции

Энтеровирусная инфекция - это группа острых инфекционных заболеваний вирусной этиологии, вызываемых различными представителями энтеровирусов. Имеет разнообразные клинические формы, может проявляться в виде  насморка, ангины, поноса, коньюктивита,  особенно опасны тяжелые клинические формы  с поражением нервной системы: энтеровирусный (серозный, асептический) менингит, энцефалит энтеровирусной этиологии, поперечный миелит, герпангина, энтеровирусная экзантема.

Чтобы не заболеть этой инфекцией, специалисты предупреждают о необходимости соблюдения мер профилактики.

Особенность этой инфекции в том, что основными факторами передачи служит вода, овощи, также вирус может передаваться через грязные руки, игрушки и другие объекты внешней среды. В этой связи настоятельно рекомендуется соблюдать правила личной гигиены; не купаться в водоемах, вода в которых не соответствует основным показателям безопасности; при купании в водоемах избегать заглатывания воды, а после купания - принимать душ; ни в коем случае не употреблять в пищу немытые или плохо очищенные фрукты и овощи, а только после тщательной, в том числе, термической обработки (ошпаривание кипятком). Особенно стоит обратить внимание родителей на соблюдение правил личной гигиены детей: фактор «грязных рук» является одним из основных в передаче возбудителей энтеровирусной инфекции среди детей. Поэтому не забывайте обрабатывать  (мыльным раствором, горячей водой) предметы, с которыми контактирует ваш ребенок, в том числе и детские игрушки.  

 

Справка

Источником энтеровирусной инфекции является человек (больной или носитель), причем у 80% людей заболевание может протекать бессимптомно.

Энтеровирусная инфекция характеризуется высокой контагиозностью, больные особенно опасны в начальный период заболевания, когда происходит интенсивное выделение возбудителей в окружающую среду.

Энтеровирусы погибают при температуре свыше + 50 гр.  С (при t + 60 гр. С - за 6-8 минут, при t + 80 гр. С - за полминуты, при t + 100 гр. С - мгновенно).  При t + 37 гр. вирус может сохранять свою дееспособность 50-65 дней, при обычной  t  холодильника этот вирус выживает в течение нескольких недель, в замороженном виде - много лет, при комнатной t несколько дней.  В водопроводной воде энтеровирусы живут до 2-х недель и более, в речной - более месяца, в очищенных сточных водах - до 65 дней.

Быстро разрушаются эти вирусы растворами йода, ультрафиолетовым излучением, они также чувствительны к хлорсодержащим дезинфицирующим средствам.

 

Организация охраны здоровья учащихся в лицее

 МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» создает условия для освоения образовательных программ следующие условия для охраны здоровья обучающихся:

Оказание первичной медико- санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Основной целью деятельности нашего образовательного учреждения является создание условий для сохранения, укрепления и охраны здоровья обучающихся. В школе прекрасный психологический климат, уют, созданы комфортные условия, как для работы педагогических работников, так и для учебы обучающихся. Большое внимание педагогическим коллективом учреждения уделяется эстетическому оформлению школьных рекреаций. В школе много цветов, которые поражают своим разнообразием и ухоженностью.

Методическая тема, над которой работает педагогический коллектив: «Создание школьной здоровьесберегающей среды». Цель: создание системы работы ОУ, способствующей сохранению, укреплению и охране здоровья каждого обучающегося. С этой целью в учреждении разработана программа «Здоровье»

Учреждение в соответствии со статьей 41 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

- текущий контроль за состоянием здоровья учащихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

Медицинское обслуживание обучающихся учреждения обеспечивается медицинскими работниками органов здравоохранения. Учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала. Медицинский персонал совместно с администрацией учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие обучающихся. На него возлагается проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания, содействующих сохранению здоровья, физическому развитию, успешному обучению и воспитанию обучающихся.

Контингенту обучающихся оказывается первичная медико-санитарная помощь, организовано прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Организация питания обучающихся
Питание обучающихся в учреждении осуществляется в соответствии со статьей 37 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. самим учреждением. Организация питания в учреждении регламентируется Положением об организации питания. Организация питания возлагается на администрацию учреждения. Распределение обязанностей по организации питания между работниками учреждения определено должностными инструкциями.

В школе функционирует пищеблок, который включает в себя помещение кухни и столовой. Школьная столовая в достаточной степени оснащена современным технологическим оборудованием и посудой. Питание в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным 12-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного и школьного возраста, утвержденным директором Учреждения.

На основе примерного 12-дневного меню ежедневно на следующий день медицинской сестрой составляется меню-требование и утверждается директором учреждения. Продукты питания приобретаются в торгующих организациях при наличии сертификатов соответствия, удостоверения качества на продукты, соответствующих справок на мясную и молочную продукцию и на основании договора, заключенного с торгующей организацией.

В целях создания условий для укрепления здоровья, обеспечения безопасности питания каждого ребенка и соблюдения условий приобретения и хранения продуктов питания в Учреждении питание организуется в соответствии с СанПинами 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 г. и СанПинами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Воспитанники 1- 9 классов получают горячее питание – одноразовое горячее питание. Охват обеспечения обучающихся горячим питанием составляет 100%. Горячее питание учащихся осуществляется в соответствии с расписанием, утвержденным директором по согласованию с родителями (законными представителями). Для организации обедов учащихся введены две большие перемены по 20 минут. Готовая пища выдается на раздачу только с разрешения бракеражной комиссии после снятия ею пробы и записи в бракеражном журнале. Состав бракеражной комиссии утверждается приказом директора. В целях профилактики гиповитаминозов медицинской сестрой осуществляется «С» витаминизация, согласно возрастным нормам, утвержденными СанПин. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований - органами местного самоуправления.

Учащиеся 1-4 классов обеспечены горячими завтраками. Учащиеся из семей, в установленном порядке признанных малообеспеченными и дети из многодетных семей получают бесплатные обеды, питание остальных обучающихся осуществляется за счет родительских средств.

В целях контроля за качеством питания, администрацией учреждения ежегодно разрабатывается план производственного контроля. С целью обеспечения открытости работы по организации питания обучающихся в учреждении к участию в контроле привлекаются члены Совета учреждения, и родители Утвержденное директором меню ежедневно вывешивается в столовой школы и в дошкольной группе.

В соответствии со статьей 41 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013г. организация питания является одним из основных направлений охраны здоровья обучающихся, поэтому питание в учреждении осуществляется строго в соответствии с требованиями действующих санитарных правил.

Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки режима учебных занятий и продолжительности каникул

Учебная и внеурочная нагрузка обучающихся, режим учебных занятий и продолжительность каникул являются оптимальными, что подтверждается экспертным заключением, утверждённым ФБУС «Центр гигиены и эпидемиологии Курской области», и календарным учебным графиком, утверждённым руководителем образовательной организации.

Оптимальная учебная, внеурочная нагрузки, режим учебных занятий и продолжительность каникул устанавливаются в учреждении в соответствии с требованиями санитарного законодательства и регламентируются школьными локальными актами. С этой целью в учреждении имеются утвержденные директором школы годовой календарный учебный график и учебный план, а также разработан локальный акт «Режим образовательного процесса», имеются утвержденные директором школы расписание уроков и расписание внеурочной деятельности.
Организация образовательного процесса в школе строится на основе учебного плана. Продолжительность учебной недели -6 дней для учащихся 5-11 классов, 5 дней для учащихся 1- 4 классов. Режим работы школы ежегодного обсуждается на педсовете и утверждается приказом директора.

Образовательный процесс в классах строится с учетом:

- периодов работоспособности детей на уроке (высокая продуктивность, утомляемость)
- возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроке, их продуктивность);
- наличия эмоциональных разрядок на уроке;
- чередования позы с учетом видов деятельности (профилактика сколиоза, снятие утомляемости);
- использования физкультурных пауз на уроках (физминутки, упражнения для глаз (профилактика близорукости), и др.).

На уроках активно используются различные формы, приемы и методы, связанные со здоровьесбережением учащихся.

Здоровьесберегающие технологии учебного процесса включают в себя:

- Мониторинг здоровья учащихся (анализ состояния здоровья учащихся проводит медицинский работник, классный руководитель, администрация школы);
- Интеграцию учебных предметов и здоровьесбережения (осуществляется через использование здоровьесберегающих технологий);
- Учет анатомо-физиологических особенностей возраста детей (вопросы связанные изучением возрастных особенностей учащихся систематически рассматриваются на семинарах, педсоветах):
 Предупреждение переутомления учащихся;
 Позитивные воздействия и успешность урока;
 Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках.

Работа с компьютером

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
• для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут;
• для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут;
• для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут;
• для учащихся 7-11 классов — 35 минут.

Работа с интерактивной доской

• Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках:
• Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:
• в 3-4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
• в 1-4 классах не должна превышать 5 минут;
• в 5-11 классах — 10 минут.
• в 1-2 классах составляет не более 25 минут.

Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом

В учреждении созданы условия для занятия воспитанниками и учащимися физической культурой и спортом. Имеется оборудованный спортзал площадью 164,8 кв.м., введен третий час физической культуры, работают спортивные секции, проводятся спортивные конкурсы и соревнования. В целях профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся в рацион питания обучающихся включаются овощи, фрукты, витаминизированные напитки, проводится «С» витаминизация третьих блюд, уроки физической культуры на воздухе. Большое внимание уделяется соблюдению питьевого режима в учреждении и выполнению санитарно-гигиенических требований. Ежегодно в июне на базе учреждения организуется оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.

Содержание физкультурно-оздоровительной работы

Уроки физической культуры (3 часа в неделю)
Комплексная программа по физическому воспитанию состоит из следующих разделов:
— Легкая атлетика.
— Гимнастика.
— Спортивные игры (баскетбол, пионербол, волейбол).
— Лыжная подготовка.
— Теоретические сведения.
Структура комплекса оздоровительных физкультурных мероприятий

Оздоровительные физкультурные мероприятия применяемые
в ходе учебного процесса в ходе внеклассной и внеурочной работы

Физическое

воспитание

школьников

Вне уроков физкультуры:

1) зарядка до занятий;

2)подвижные перемены;

3) физкультминутки:

-дыхательная гимнастика;

-локальная гимнастика для различных частей тела;

-элементы самомассажа;

4)элементы валеологического

образования в ходе уроков образовательного цикла.

Проведение

1)Дней Здоровья 1 раз в четверть,

2) соревнования

«Мама, папа, я -

Спортивная семья»

3)«Веселые старты»

4)соревнования по

волейболу, баскетболу,

В кружках и секциях:

1)пропаганда занятий

физкультурой и спортом

 

Физкультминутки, или упражнения:

Это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках общеобразовательного цикла.
Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять свое тело,
передохнуть и расслабиться. Упражнения предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использования Упражнений восстанавливается энергия класса, внимание привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, чувствуют себя включенными в работу.

Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе внеклассной работы.

Задачи внеклассной работы:
– содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащегося;
– углублять и расширять знания, умения и навыки в области здоровья;
– организовывать здоровый отдых учащихся;
– прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
– воспитывать нравственную культуру учащихся, интерес к истории спорта, желания побеждать в себе отрицательные привычки и эмоции.

Дни здоровья.
Дни здоровья проводятся согласно плану работы школы 1 раз в четверть.

Спортивные праздники и соревнования.
Спортивные соревнования, праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников, в школе ведется активная внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности.

Учащиеся школы принимают активное участие в спортивных состязаниях различного уровня (школьный, районный, областной, федеральный). Все результаты записываются с таблицу достижений учащихся школы. За последние полтора года учащиеся школы были неоднократными призерами спортивных состязаний разного уровня: районных, городских, областных.

1) Прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации 

2) Профилактика и запрещение курения, употребление алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ

Прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации реализуется в соответствии с графиком проведения осмотров и подтверждается следующими документами:
- Приказ № 1346-Н от 21.12.2012 «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».
- Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров.
- Перечень исследований при проведении периодических медицинских осмотров.
- План – график профилактических осмотров, лабораторного и флюорографического исследования.
Образовательной организацией разработан и внедрен в практику реализации следующий комплект документов, обеспечивающих профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ:
- ФЗ №15 – «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
- приказ № 90 от «30» августа 2013 «Об организации профилактической работы среди обучающихся»;
- план профилактических мероприятий, который является разделом плана УВР на 2016-2017 учебный год.

3) Для обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении организован пропускной режим и дежурство педагогов по учреждению.
Безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивается посредством проведения следующих основных мероприятий:
- наличие кнопки экстренного вызова;
- наличие видеонаблюдения;
-организация пропускного режима;
-проведение инструктажей по действиям в условиях ЧС;
-проведение профилактических бесед.

4) В целях организации охраны жизни и здоровья обучающихся, во избежание несчастных случаев во время учебно-воспитательного процесса все урочные и внеурочные занятия проводятся в соответствии с инструкциями и приказами по ТБ и ОТ, разработанными в учреждении.

5) Профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность Профилактика детского травматизма проводится по следующим направлениям: знакомство с техникой безопасности;
ведение журнала инструктажа по технике безопасности;
тренинговые занятия по профилактике детского травматизма.

Система мер по предупреждению травматизма:
- оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.
– профилактика утомляемости:
- проведение подвижных перемен;
- оборудование зон отдыха.

Профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проводится через реализацию плана мероприятий, который является разделом плана работы лицея.

В учреждении организовано регулярное проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий:
- оформлен уголок здоровья,
- ведется журнал осмотра на педикулёз,
- обслуживающим персоналом регулярно проводятся генеральные уборки помещений.

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний,
профилактики здоровья.
2. Создание условий, предотвращающих ухудшение
состояние здоровья.
3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в
адаптации к учебному процессу.
4. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний.

Проведение иммунизации в рамках национального календаря прививок и по эпидемическим показаниям: обеспечение требований СанПиН к проведению иммунизации в условиях образовательных учреждений, проведение иммунизации учащихся в образовательных учреждениях в рамках национального календаря прививок и по эпидемическим показаниям, инструкциям по применению иммунологических препаратов, санитарным правилам, методическим указаниям и рекомендациям. Иммунизация проведена в соответствии календаря прививок и по эпидемическим показаниям каждому ребенку индивидуально.

Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни включают:
1. Использование рекомендательных и утвержденных методов профилактики заболеваний (витаминизация, профилактика нарушений осанки, зрения).
2. Регулярный анализ и обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья школьников.
3. Работа с документацией (внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в медицинские карты, листы здоровья в классных журналах).
4. Регулярное проведение анализа результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами и родителями.
5. Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
6. Профилактика нарушений осанки, зрения, витаминизация.
7. Контроль за выполнением норм расходования продуктов питания. Сбалансированность питания.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ИНФОРМАЦИЯ

от 01 сентября 2017 года

РЕКОМЕНДАЦИИ ГРАЖДАНАМ: КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА?

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.
Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников:
В 1–4 классе — 10–10,5 часа, 5–7 классы — 10,5 часа, 6–9 классы — 9–9,5 часа, 10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Рабочий стол
Правильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Школьный ранец
Очень важно (особенно в младших классах) также правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

Вес ранца не должен превышать: для учащихся начальных классов — 700 г, для учащихся средних и старших классов — 1000 г.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1–2 классов — 1,5 кг, 3–4 классов — 2 кг, — 5–6 — 2,5 кг, 7–8 — 3,5 кг, 9–11-х — 4 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.

Питание
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Игры и прогулки
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.