23 июля 2018
МАН «Интеллект» лицея предлагает принять участие в проекте «Школа волонтеров чтения» для молодых авторов литературных проектов.
Проект реализуется с использованием предоставленного Фондом президентских грантов гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.
В сентябре 2018 года стартует новый масштабный проект «Школа волонтеров чтения» для молодых авторов литературных проектов. Проект реализуется совместными усилиями Российского книжного союза и Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
|
|
В 2015 году при поддержке Российского книжного союза впервые был выпущен Образовательный атлас «100 проектов про чтение» – сборник проектов, посвященных развитию и популяризации чтения.
Атлас позволил увидеть, как много по всей России делается для подтверждения статуса читающей страны. Впоследствии сборник стал ежегодным, а в 2017 году объединился с программой «Культурная карта России» и пополнился информацией о читательских инициативах в 84 регионах страны. В 2016 и 2017 годах к списку 100 проектов добавились инициативы одаренных школьников — выпускников программы «Литературное творчество» Образовательного центра «Сириус».
Опыт показал, что проекты подростков свежи и интересны, однако чаще всего остаются на уровне замысла и не воплощаются в жизнь. Всё это навело редакционный совет на мысль расширить сотрудничество с молодежью и помочь молодым популяризаторам чтения реализовать их проекты, отличающиеся новизной взгляда, смелостью и тонким пониманием современной культуры. Так родилась идея создания Школы волонтеров чтения и молодежного движения волонтеров чтения.
В лицее стартовал проект «Волонтер»
Волонтеры — это добровольцы, которые, руководствуясь внутренними убеждениями и потребностями, безвозмездно участвуют в социально значимой деятельности. А волонтеры чтения — это инициативные люди, на добровольных началах занимающиеся развитием и популяризацией чтения среди разных слоев населения.
Волонтеры чтения — это люди, которые:
− с удовольствием посвящают значительную часть своего времени чтению хороших книг;
− хотят, чтобы всовременном мире стало больше читателей;
− могут заинтересовать чтением своих сверстников или младших товарищей, а также родителей и коллег;
− готовы придумать и осуществить свой читательский проект и поделиться его результатами.
С древних времен тексты собирали вокруг себя думающих людей, становились предметом серьезного обсуждения, поводом для поиска новых смыслов. В середине XVIII века в России начали появляться литературные кружки, общества, салоны, где обсуждались книжные новинки, велись философские споры, завязывалась дружба. Возможно, именно такие встречи и были первыми отечественными читательскими «проектами», в результате которых создавался самый разный продукт — от культовых литературных журналов и манифестов новых литературных направлений до знаменитых мистификаций XIX и XX веков вроде Козьмы Пруткова или Черубины де Габриак.
Говоря о читательском проекте, или проекте про чтение, сегодня, мы подразумеваем реализованный замысел,
− направленный на организацию «встречи» читателя с книгой;
− повышающий интерес и мотивацию адресата к чтению;
− посвященный конкретному кругу литературных произведений;
− происходящий в реальной жизни или в Интернете; − длящийся не менее 1 часа.Читательский проект — это действия, благодаря которым группа людей прочитывает книги, значимые для современной российской культуры.
Читательский проект состоялся не тогда, когда проведено мероприятие, а когда кем-то прочитана книга (предложенный вами текст). Ключевой показатель эффективности (KPI) любого волонтерского читательского проекта — число людей, прочитавших под воздействием проекта не менее одного произведения. Договоримся, что минимальное количество участников — 10 человек.
Напомним две очевидные истины. «Текст должен порождать текст», то есть факт прочтения подтверждается в каком-либо читательском отклике (устном, изобразительном или письменном). Интереснее всего приобщать к чтению тех, кто до этого вообще не любил читать.
Как известно, проектная деятельность позволяет объединять усилия для достижения конкретных целей. Наши цели — привлечение внимания к хорошим книгам и рост интереса к чтению как виду досуга и важной части духовной жизни человека. Для достижения этих целей подходят самые разные форматы: квест, флешмоб, театральная постановка, видеоклип, велопрогулка по литературным местам, встречи с писателями, фестиваль, дебаты, блог… Существует множество путей популяризации чтения. Вы можете найти свой или выбрать уже проверенный. Для ознакомления с разнообразными форматами читательских проектов рекомендуем предыдущие выпуски Образовательного атласа «100 проектов про чтение», доступные по гиперссылке.
Это самый трудный вопрос. Ведь книг так много и вкусы такие разные. Но если мы сможем договориться и выбрать то, что позволит найти единомышленников, это будет самой большой удачей. Учитывая, что увлечение чтением — история на всю жизнь, попробуем определить несколько правил, по которым мы будем выбирать книги.
Эти тексты относятся к художественной, научно-популярной литературе или публицистике.
Эти тексты можно найти и прочитать в бумажном или электронном виде.
Эти тексты актуальны и могут стать ключом к миру классической культуры.
Вы с удовольствием прочитали эти тексты и хотите поделиться ими с другими.
Как стать волонтером чтения? [к оглавлению]Чтобы присоединиться к молодежному движению волонтеров чтения, нужно выполнить несколько шагов.
Шаг-2: Подать заявку и пройти обучение в Школе волонтеров чтения.
Шаг-3: Описать замысел проекта и план его реализации.
Шаг-4: Воплотить свой проект в жизнь.
Шаг-5: Открыть новую книгу.
Календарь событий 2018 года
|
|
Обучение, реализация проекта
|
|
Оформление группы проекта «ВКонтакте»
|
|
|
|
Самые интересные проекты будут отобраны для публикации в Образовательном атласе «100 проектов про чтение. Молодежные инициативы».
Презентация сборника состоится 16 ноября в Санкт-Петербурге в рамках программы Международного культурного Форума.
Тема 2018 года: «От современности к классике, или путешествие туда и обратно»
Спешите принять участие в проекте Актив МАН «Интеллект», зам. директора по НМР Кобякова Н.Н.